LEGISLATIVE BASES OF CAREER GUIDANCE WORK OF UNIVERSITIES WITH PERSONS WITH DISABILITIES AND PERSONS WITH DISABILITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the normative-legal acts of the federal level, regulating the vocational guidance work of higher educational institutions with the disabled and persons with disabilities. The forms of the vocational guidance process, established by the legislator and used in practice, such as profinformation, creative rehabilitation, vocational counseling, vocational education, vocational diagnostics, vocational motivation, vocational probation, are systematized and characterized. The importance of complex application of possible forms is underlined. The legislative bases of vocational guidance work with disabled people at the regional level, by the example of the Irkutsk region in the state and university aspect, are considered

Keywords:
vocational guidance work of universities, regulatory framework of vocational guidance work challenge, forms of vocational guidance work, persons with disabilities, persons with disabilities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Профориентационная работа, проводимая высшими учебными заведениями, в настоящее время приобретает все большую актуальность. Особенно важна такая работа в вузах небольших городов, откуда выпускники школ стремятся уехать. Среди потенциальных абитуриентов внимание заслуживает такая категория, как инвалиды и лица с ОВЗ. В силу понятных объективных обстоятельств данная категория лиц может гарантированно обеспечить определенную численность контингента поступающих. В связи с этим, обеспечение реализации права инвалидов и лиц с ОВЗ на высшее образование является важнейшей задачей государственной политики не только в области образования, но и в области социально-экономического развития малых городов Российской Федерации.

Формирование профессионального выбора инвалидов и лиц с ОВЗ должно происходить адекватно их возможностям, так как они могут испытывать трудности различного характера. Так, из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности, а ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда. Поэтому грамотно спланированная профориентационная работа должна проводиться с учетом соблюдения всех законодательных требований и принципов соответствия предлагаемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям лиц с ОВЗ и инвалидов.

Нормативно-правовые основания деятельности профессиональных образовательных организаций по проведению профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья закреплены в ряде законодательных актов.

Так, в указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было рекомендовано разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Такой комплекс мер был принят распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройства инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования». В частности, установлена обязанность Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) ежегодно представлять доклады в Правительство РФ по разработке и внедрению современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В письме Минобрнауки РФ от 16 апреля 2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» в п. 3.2 подчеркнуто, что профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в образовательных организациях способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации. При этом, особое значение при профориентации имеет подбор ряда профессий, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, его интересами, склонностями и способностями.

В данном письме также перечислены основные формы профориентационной работы: профориентационная дополнительная образовательная программа вуза, профориентационное тестирование, проведение дней открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.

Отметим, что профинформирование, как форма профориентационной работы, включает в себя не только проведение дней открытых дверей в вузе и консультаций с приемными комиссиями, но и размещение видеоматериалов о профессиях, проведение личных встреч представителей вузов с учащимися школ; организация тематических семинаров для педагогов школ (с целью информирования о потенциале профессионального просвещения); проведение тренингов и деловых игр для родителей, направленных на преодоление стереотипов выбора профессии для ребенка с инвалидностью, тренингов с детьми, направленных на определение профессиональных наклонностей, организация профориентационных и образовательных выставок [1, с. 20].

На практике к рекомендованным законодателем дополнительно применяют еще ряд форм профориентационной работы. Среди них различают, например, формирование исходных профессиональных установок личности в ходе реализации творческой реабилитации. Вовлечение подростков в доступную и привлекательную для них творческую деятельность решает одновременно ряд важных задач, таких как: ознакомление с доступными видами труда, выявление профессиональных способностей, расширение социального опыта.

Еще одной формой является организация и проведение профориентационной диагностики. Важным является выбор наиболее доступных методик. К таким методикам можно отнести: «Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова»; опросник для определения типов мышления и уровня креативности Д. Брунера; методику изучения мотивов профессиональной деятельности Л.А. Головей; «Профиль»-модификацию методики карты интересов А. Голомштока; методику «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной и др. [2, с.12].

Профконсультирование, как форма профориентационной работы, направлено на информирование абитуриентов об особенностях профессий и специальностей, возможных для получения различными категориями лиц с ОВЗ; требованиях, предъявляемых профессиями (специальностями) к личности работника, условиям и режиму труда; возможностях получения профессионального образования в образовательных учреждениях города; востребованности профессий и специальностей на рынке труда города [2, с. 30].

Довузовская подготовка инвалидов и лиц с ОВЗ может рассматриваться как часть системы высшего образования, т.к. наиболее эффективным является реализация специальных дополнительных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов-инвалидов, организуемая в стенах самих вузов, а также в сочетании с подготовкой на базе других образовательных учреждений или с использованием дистанционных технологий, что в определенной степени повышает эффективность и доступность высшего образования для различных категорий инвалидов [3, с.186].

В нормативных актах также встречаются рекомендованные формы работы с абитуриентами-инвалидами. Так, в письме Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2017 года № 06-2023 «О методических рекомендациях» (Методические рекомендации по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения) в п.1.4 определен термин профессиональной ориентации как комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда и как образовательный подпроцесс, направленный на развитие и формирование культуры профессионального самоопределения и перечисляет его составные части, такие как: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профапробация.

Профмотивирование, как еще один компонент профориентационной работы, встречается в Программе профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ, разработанной сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (далее – программа). Заключается такое мотивирование, например, в публикациях «Историй успеха» (опыта успешных студентов с инвалидностью, благополучно трудоустроившихся); во встречах с работодателями, имеющими опыт инклюзивного трудоустройства; в проведении экскурсий (виртуальных и реальных) в организации с опытом инклюзивной культуры [1].

Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утв. Правительством РФ 21.12.2021 № 14000п-П8) предусматривает разработку и (или) актуализацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и методических рекомендаций с целью развития системы профориентационной работы и обеспечения доступности приема на образовательные программы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. В частности, предложено разработать профессиональный стандарт «Профконсультант», обеспечить обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6-11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями, направленными на привлекательность высшего образования (например, ежегодное проведение в рамках государственной программы «Доступная среда» мероприятия «Национальный Фестиваль науки и творчества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», в рамках которого предусмотрены региональный и национальный этапы в виде конкурсов учебно-исследовательских и проектных работ; в виде предметных олимпиад среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ).

Полный перечень возможных форм профориентационной работы с инвалидами рекомендован Минобрнауки РФ в Методических рекомендациях по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ [4].

Как видим, перечень нормативно-правовых актов в области регулирования профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидами на федеральном уровне достаточно обширен и емок. На уровне регионов профориентационная работа для лиц с ОВЗ и инвалидов также регламентирована.

Так, в Иркутской области в п. 7 раздела 4 ведомственной целевой программы Иркутской области «Содействие занятости населения Иркутской области» на 2019 – 2024 годы» (утв. Приказом Министерства труда и занятости Иркутской области от 24 октября 2018 года № 54-мпр) предусмотрена организация профессиональной ориентации граждан-инвалидов (изготовление профориентационных материалов, проведение профориентационных психологических обследований, оказание профориентационных услуг).

Центром занятости населения города Ангарска в рамках «Декады инвалидов» проводятся Дни профессиональной ориентации инвалидов «С уверенностью - в завтрашний день!», на которых профконсультанты проводят индивидуальное профориентационное тестирование и консультирование безработных инвалидов [5].

Ежеквартально разрабатывается и реализуется план-график проведения совместных мероприятий с областными общественными организациями инвалидов по информированию инвалидов о возможностях трудоустройства, государственных услугах в области содействия занятости, постановки на учет в областных государственных казенных учреждениях «Центра занятости населения» городов и районов Иркутской области [6].

В Иркутской области профориентационная деятельность проводится рядом учреждениями высшего образования. Большинство вузов реализуют государственную социальную программу «Доступная среда», что позволяет инвалидам и лицам с ОВЗ обучаться в высших образовательных учреждениях. Список вузов для инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий приведен ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» [7].

 Таким образом, современная профориентационная работа предполагает реализацию комплексного подхода, то есть проведение ряда мероприятий, включающих всех субъектов инклюзивной профориентации и использование множества профориентационных форм и инструментов.

References

1. Programma professional'noy orientacii lic s invalidnost'yu i OVZ. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/63/d6/63d 6d942-4a2c-48d5-8d00-12379a692da6/program-prof-orinrt.pdf (data obrascheniya: 12.05.2022).

2. Schigreva N.A. Metodicheskie rekomendacii po organizacii profori-entacionnoy diagnostiki i professional'nogo konsul'tirovaniya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami i ih semey / N.A. Schigreva, Yu.I. Karatunova, I.Yu. Dobrynina, Yu.A. Mazaeva, T.V. Sapozhnikova. – Biysk, 2018. – 85 s. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.aksp.ru/work/sd/family/vmeste_det/files/ metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_proforientacionnoj_diagnostiki_i_profkonsultirovanija_podrostkov_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami.pdf (data obrascheniya: 06.05.2022 g.).

3. Gerasimov A.V. Dovuzovskaya podgotovka kak mehanizm professio-nal'nogo samoopredeleniya abiturientov-invalidov / A.V. Gerasimov – Tekst: elektronnyy // Professional'naya orientaciya invalidov i lic s OVZ v siste-me mnogourovnevogo obrazovaniya: organizacionnye i metodicheskie aspekty: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, g. Moskva, 18 noyabrya 2016 g. / sostaviteli: Bayramov V.D., Orehovskaya N.A. – M.: MGGEU, 2016. – S. 179-196. – URL: https://kpk.kss45.ru/attachments/article/871 (data obrascheniya: 12.05.2022).

4. Metodicheskie rekomendacii po realizacii programmy profes-sional'noy orientacii lic s invalidnost'yu i OVZ. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/4b/72/4b724bb4-f9de-4274-9aae-67212fe3b8b2 /metod-obraz-ovz.pdf (data obrascheniya: 13.05.2022).

5. Proforientaciya invalidov. – Tekst: elektronnyy. – URL: https:// www. irkz an.ru/News/Detail//0d9608db-f73b-41fb-a527-ace6687a55bb (data obra-scheniya: 13.05.2022).

6. Interaktivnyy portal Ministerstva truda i zanyatosti Irkut-skoy oblasti. – URL: // https://www.irkzan.ru/content (data obrascheniya: 13.05.2022).

7. Spisok obrazovatel'nyh organizaciy dlya detey-invalidov i lic s OVZ. – URL: http://xn--38-jlcepm5bo.xn--p1ai/(data obrascheniya: 13.05.2022).

Login or Create
* Forgot password?