ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ С ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены нормативно-правовые акты федерального уровня, регламентирующие профориентационную работу высших учебных заведений с инвалидами и лицами с ОВЗ. Систематизированы и охарактеризованы формы профориентационного процесса, установленные законодателем и применяемые на практике, такие как профинформирование, творческая реабилитация, профконсультирование, профпросвещение, профдиагностика, профмотивирование, профапробация. Подчеркнута значимость комплексного применения воз-можных форм. Рассмотрены законодательные основы профориентационной работы с инвали-дами на уровне регионов на примере Иркутской области в государственном и вузовском аспекте

Ключевые слова:
профориентационная работа вузов, нормативно-правовая база профориентационной работы вызов, формы профориентационной работы, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Профориентационная работа, проводимая высшими учебными заведениями, в настоящее время приобретает все большую актуальность. Особенно важна такая работа в вузах небольших городов, откуда выпускники школ стремятся уехать. Среди потенциальных абитуриентов внимание заслуживает такая категория, как инвалиды и лица с ОВЗ. В силу понятных объективных обстоятельств данная категория лиц может гарантированно обеспечить определенную численность контингента поступающих. В связи с этим, обеспечение реализации права инвалидов и лиц с ОВЗ на высшее образование является важнейшей задачей государственной политики не только в области образования, но и в области социально-экономического развития малых городов Российской Федерации.

Формирование профессионального выбора инвалидов и лиц с ОВЗ должно происходить адекватно их возможностям, так как они могут испытывать трудности различного характера. Так, из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности, а ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда. Поэтому грамотно спланированная профориентационная работа должна проводиться с учетом соблюдения всех законодательных требований и принципов соответствия предлагаемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям лиц с ОВЗ и инвалидов.

Нормативно-правовые основания деятельности профессиональных образовательных организаций по проведению профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья закреплены в ряде законодательных актов.

Так, в указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было рекомендовано разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Такой комплекс мер был принят распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройства инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования». В частности, установлена обязанность Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) ежегодно представлять доклады в Правительство РФ по разработке и внедрению современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В письме Минобрнауки РФ от 16 апреля 2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» в п. 3.2 подчеркнуто, что профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в образовательных организациях способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации. При этом, особое значение при профориентации имеет подбор ряда профессий, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, его интересами, склонностями и способностями.

В данном письме также перечислены основные формы профориентационной работы: профориентационная дополнительная образовательная программа вуза, профориентационное тестирование, проведение дней открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.

Отметим, что профинформирование, как форма профориентационной работы, включает в себя не только проведение дней открытых дверей в вузе и консультаций с приемными комиссиями, но и размещение видеоматериалов о профессиях, проведение личных встреч представителей вузов с учащимися школ; организация тематических семинаров для педагогов школ (с целью информирования о потенциале профессионального просвещения); проведение тренингов и деловых игр для родителей, направленных на преодоление стереотипов выбора профессии для ребенка с инвалидностью, тренингов с детьми, направленных на определение профессиональных наклонностей, организация профориентационных и образовательных выставок [1, с. 20].

На практике к рекомендованным законодателем дополнительно применяют еще ряд форм профориентационной работы. Среди них различают, например, формирование исходных профессиональных установок личности в ходе реализации творческой реабилитации. Вовлечение подростков в доступную и привлекательную для них творческую деятельность решает одновременно ряд важных задач, таких как: ознакомление с доступными видами труда, выявление профессиональных способностей, расширение социального опыта.

Еще одной формой является организация и проведение профориентационной диагностики. Важным является выбор наиболее доступных методик. К таким методикам можно отнести: «Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова»; опросник для определения типов мышления и уровня креативности Д. Брунера; методику изучения мотивов профессиональной деятельности Л.А. Головей; «Профиль»-модификацию методики карты интересов А. Голомштока; методику «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной и др. [2, с.12].

Профконсультирование, как форма профориентационной работы, направлено на информирование абитуриентов об особенностях профессий и специальностей, возможных для получения различными категориями лиц с ОВЗ; требованиях, предъявляемых профессиями (специальностями) к личности работника, условиям и режиму труда; возможностях получения профессионального образования в образовательных учреждениях города; востребованности профессий и специальностей на рынке труда города [2, с. 30].

Довузовская подготовка инвалидов и лиц с ОВЗ может рассматриваться как часть системы высшего образования, т.к. наиболее эффективным является реализация специальных дополнительных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов-инвалидов, организуемая в стенах самих вузов, а также в сочетании с подготовкой на базе других образовательных учреждений или с использованием дистанционных технологий, что в определенной степени повышает эффективность и доступность высшего образования для различных категорий инвалидов [3, с.186].

В нормативных актах также встречаются рекомендованные формы работы с абитуриентами-инвалидами. Так, в письме Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2017 года № 06-2023 «О методических рекомендациях» (Методические рекомендации по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения) в п.1.4 определен термин профессиональной ориентации как комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда и как образовательный подпроцесс, направленный на развитие и формирование культуры профессионального самоопределения и перечисляет его составные части, такие как: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профапробация.

Профмотивирование, как еще один компонент профориентационной работы, встречается в Программе профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ, разработанной сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (далее – программа). Заключается такое мотивирование, например, в публикациях «Историй успеха» (опыта успешных студентов с инвалидностью, благополучно трудоустроившихся); во встречах с работодателями, имеющими опыт инклюзивного трудоустройства; в проведении экскурсий (виртуальных и реальных) в организации с опытом инклюзивной культуры [1].

Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утв. Правительством РФ 21.12.2021 № 14000п-П8) предусматривает разработку и (или) актуализацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и методических рекомендаций с целью развития системы профориентационной работы и обеспечения доступности приема на образовательные программы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. В частности, предложено разработать профессиональный стандарт «Профконсультант», обеспечить обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6-11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями, направленными на привлекательность высшего образования (например, ежегодное проведение в рамках государственной программы «Доступная среда» мероприятия «Национальный Фестиваль науки и творчества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», в рамках которого предусмотрены региональный и национальный этапы в виде конкурсов учебно-исследовательских и проектных работ; в виде предметных олимпиад среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ).

Полный перечень возможных форм профориентационной работы с инвалидами рекомендован Минобрнауки РФ в Методических рекомендациях по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ [4].

Как видим, перечень нормативно-правовых актов в области регулирования профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидами на федеральном уровне достаточно обширен и емок. На уровне регионов профориентационная работа для лиц с ОВЗ и инвалидов также регламентирована.

Так, в Иркутской области в п. 7 раздела 4 ведомственной целевой программы Иркутской области «Содействие занятости населения Иркутской области» на 2019 – 2024 годы» (утв. Приказом Министерства труда и занятости Иркутской области от 24 октября 2018 года № 54-мпр) предусмотрена организация профессиональной ориентации граждан-инвалидов (изготовление профориентационных материалов, проведение профориентационных психологических обследований, оказание профориентационных услуг).

Центром занятости населения города Ангарска в рамках «Декады инвалидов» проводятся Дни профессиональной ориентации инвалидов «С уверенностью - в завтрашний день!», на которых профконсультанты проводят индивидуальное профориентационное тестирование и консультирование безработных инвалидов [5].

Ежеквартально разрабатывается и реализуется план-график проведения совместных мероприятий с областными общественными организациями инвалидов по информированию инвалидов о возможностях трудоустройства, государственных услугах в области содействия занятости, постановки на учет в областных государственных казенных учреждениях «Центра занятости населения» городов и районов Иркутской области [6].

В Иркутской области профориентационная деятельность проводится рядом учреждениями высшего образования. Большинство вузов реализуют государственную социальную программу «Доступная среда», что позволяет инвалидам и лицам с ОВЗ обучаться в высших образовательных учреждениях. Список вузов для инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий приведен ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» [7].

 Таким образом, современная профориентационная работа предполагает реализацию комплексного подхода, то есть проведение ряда мероприятий, включающих всех субъектов инклюзивной профориентации и использование множества профориентационных форм и инструментов.

Список литературы

1. Программа профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ. – Текст: электронный. – URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/63/d6/63d 6d942-4a2c-48d5-8d00-12379a692da6/program-prof-orinrt.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

2. Щигрева Н.А. Методические рекомендации по организации профори-ентационной диагностики и профессионального консультирования подростков с ограниченными возможностями и их семей / Н.А. Щигрева, Ю.И. Каратунова, И.Ю. Добрынина, Ю.А. Мазаева, Т.В. Сапожникова. – Бийск, 2018. – 85 с. – Текст: электронный. – URL: https://www.aksp.ru/work/sd/family/vmeste_det/files/ metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_proforientacionnoj_diagnostiki_i_profkonsultirovanija_podrostkov_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami.pdf (дата обращения: 06.05.2022 г.).

3. Герасимов А.В. Довузовская подготовка как механизм профессио-нального самоопределения абитуриентов-инвалидов / А.В. Герасимов – Текст: электронный // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в систе-ме многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 18 ноября 2016 г. / составители: Байрамов В.Д., Ореховская Н.А. – М.: МГГЭУ, 2016. – С. 179-196. – URL: https://kpk.kss45.ru/attachments/article/871 (дата обращения: 12.05.2022).

4. Методические рекомендации по реализации программы профес-сиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ. – Текст: электронный. – URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/4b/72/4b724bb4-f9de-4274-9aae-67212fe3b8b2 /metod-obraz-ovz.pdf (дата обращения: 13.05.2022).

5. Профориентация инвалидов. – Текст: электронный. – URL: https:// www. irkz an.ru/News/Detail//0d9608db-f73b-41fb-a527-ace6687a55bb (дата обра-щения: 13.05.2022).

6. Интерактивный портал Министерства труда и занятости Иркут-ской области. – URL: // https://www.irkzan.ru/content (дата обращения: 13.05.2022).

7. Список образовательных организаций для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. – URL: http://xn--38-jlcepm5bo.xn--p1ai/(дата обращения: 13.05.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?