Development and self-development interrelation is considered in this paper. Teenage years’ specifics in self-development, co-relation of self-development with self-determination and selfrealization have been shown.
development, self-development, self-determination, self-realization.
Анализ научной литературы показывает, что многие ученые считают, что формой и способом организации человеческой реальности является субъективность («самость»). В человеке субъективно все то, что является основой самой возможности и способности быть (становиться) в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. А что остается за пределами такого отношения, является объективным. Здесь уже можно говорить о развитии как о саморазвитии, т.е. о развитии человеком своей собственной самости. На определенном этапе развития о человеке можно говорить как о личности, а потом как об индивидуальности. Существует схематическая связь: индивид – личность – индивидуальность. Человек стремится к реализации своего потенциала, вследствие этого он изменяется, развивается. Саморазвивающийся человек выступает как проектировщик собственной жизни. Понимание саморазвития личности формировалось многими школами и направлениями: практикой психоанализа, гештальтпсихологией, аналитической психологией, типологией личности, теорией архетипов, генетической психологией Ж. Пиаже, культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, а также другими школами русской психологии (Гальперина, Леонтьева, Давыдова), которые в различных аспектах развивали теорию деятельности и психологию развития. Саморазвитие в самом общем виде понимается как самая общая категория, включающая любую активность человека, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящую к прогрессивным изменениям психических, физических функций, личностных образований и социальных способностей.
1. Anan´ev B.G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and problems chelovekoznaniya]. Moscow, Voronezh, 1996.
2. Bodalev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow, Voronezh, 1996.
3. Vul´fov B.Z., Ivanov V.D. Osnovy pedagogiki v lektsiyakh, situatsiyakh, pervoistochnikakh [Fundamentals of pedagogy in lectures, cases, primary sources]. Moscow, 1997.
4. Gazman O.S. Gumanizm i svoboda [Humanism and freedom]. Gumanizatsiya vospitaniya v sovremennykh usloviyakh [Humanization of education in modern conditions]. Moscow, 1995.
5. Grigor´eva N.G. Samorazvitie lichnosti uchashchegosya srednego spets. uch. zavedeniya, kak pedagogicheskaya problema. Kand. Diss. [Self-identity average student specials. uch. institution as a pedagogical problem. Cand. Diss.]. Khabarovsk, 1995.
6. Grimak L.P. Obshchenie s soboy: nachala psikhologii aktivnosti [Communicating with you: the beginning of psychology activity]. Moscow, 1991.
7. Knyazeva M.L., Kurdyumov S.P. Intuitsiya kak samodostraivanie [Intuition as samodostraivanie]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 1994, i. 2.
8. Krylova N.B. Novye tsennosti obrazovaniya: obrazovanie i soobshchestvo [The new value of education: education and community]. I. 5. Moscow, 1996.
9. Masterov B.M. Psikhologiya samorazvitiya [Psychology samorazvitiya]. Moscow, 1995.
10. Mertsalova T.V. Pedagogicheskoe obespechenie samopoznaniya podrostkov v usloviyakh obshcheobrazovatel´noy shkoly. Kand. Diss. [Pedagogical maintenance of self-adolescents in secondary school. Cand. Diss.]. Moscow, IPI RAO Publ., 1995.
11. Myshlyakovskaya A.V. Pedagogicheskie usloviya samorazvitiya podrostka v detskom kollektive. Kand. Diss. [Pedagogical conditions of self-development of the teenager in the children´s collective. Cand. Diss.]. Moscow, 1999.
12. Petrovskiy V.A. Lichnost´ v psikhologii: paradigma sub"ektnosti [Personality psychology: the paradigm of subjectivity]. Rostov on Don, 1996.
13. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology], v. 2, Moscow,1989.
14. Slobodchikov V.I. Kategoriya vozrasta v psikhologii i pedagogike razvitiya [Age category in psychology and pedagogy development]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1991, i. 2.
15. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness]. Moscow, 1983.
16. Tsukerman G.A. Psikhologiya samorazvitiya [Psychology of selfdevelopment]. Moscow, 1995.
17. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoy shkole [Student-centered learning in the modern school]. Moscow, 1996.