СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ» И «САМОРАЗВИТИЕ» С УЧЕТОМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается взаимосвязь развития и саморазвития, показана специфика подросткового возраста в саморазвитии, соотношение саморазвития с самоопределением, самореализацией.

Ключевые слова:
развитие, саморазвитие, самоопределение, самореализация.
Текст

Анализ научной литературы показывает, что многие ученые считают, что формой и способом организации человеческой реальности является субъективность («самость»). В человеке субъективно все то, что является основой самой возможности и способности быть (становиться) в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. А что остается за пределами такого отношения, является объективным. Здесь уже можно говорить о развитии как о саморазвитии, т.е. о развитии человеком своей собственной самости. На определенном этапе развития о человеке можно говорить как о личности, а потом как об индивидуальности. Существует схематическая связь: индивид – личность – индивидуальность. Человек стремится к реализации своего потенциала, вследствие этого он изменяется, развивается. Саморазвивающийся человек выступает как проектировщик собственной жизни. Понимание саморазвития личности формировалось многими школами и направлениями: практикой психоанализа, гештальтпсихологией, аналитической психологией, типологией личности, теорией архетипов, генетической психологией Ж. Пиаже, культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, а также другими школами русской психологии (Гальперина, Леонтьева, Давыдова), которые в различных аспектах развивали теорию деятельности и психологию развития. Саморазвитие в самом общем виде понимается как самая общая категория, включающая любую активность человека, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящую к прогрессивным изменениям психических, физических функций, личностных образований и социальных способностей.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.

2. Бодалёв А.А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.

4. Газман О.С. Гуманизм и свобода. Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.

5. Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего спец. уч. заведения, как педагогическая проблема: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 1995.

6. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М., 1991.

7. Князева М.Л., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы филососфии. 1994. № 2.

8. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: образование и сообщество. Вып. 5. М., 1996.

9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

10. Мерцалова Т.В. Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы: Афтореф. дис. … канд. пед. наук. М.: ИПИ РАО, 1995.

11. Мышляковская А.В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999.

12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.

14. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2.

15. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

16. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М., 1995.

17. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

Войти или Создать
* Забыли пароль?