In this paper an attempt has been made to track evolution and reveal an essence of High Flight Pedagogy which at all stages of its formation and development persistently and consistently solved the problem related to ascension to the Person in general and to the Child in particular, as well as the problem of growing up person’s continuous ascension to the Truth, Good and Beauty.
high flight, ascension, childhood world, child as the supreme value, free education ideal, knowledge hominization, person’s continuous improvement, human being’s worthiness, spiritual and moral core.
О педагогике высокого полета, ее будущности всерьез заговорили во второй половине ХХ – начале ХХI в. Сбываются научные предположения известного педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, более пятидесяти лет тому назад заявившего, что «Мир вступает в Век Человека», имея ввиду ХХI столетие.
Проблемы, решаемые uуманной педагогикой и педагогикой высокого полета, во многом перекликаются. В центре внимания uуманной педагогики – ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нем от природы. Педагогика высокого полета, кроме того, на всех этапах ее становления и развития настойчиво и последовательно решала проблему восхождения к человеку вообще и к ребенку в частности, проблему непрерывного восхождения взрослеющей личности к истине, добру и красоте.
Основная категория педагогики высокого полета – «Восхождение».
Основной признак – непрерывное совершенствование личности человека на протяжении всей жизни.
Краеугольная задача – способствование в осознании личностью своих проблем как начало длинного пути к преображению себя, к восхождению от себя нынешнего к себе новому, более совершенному.
Раскрыть суть развивающейся и обогащающейся на протяжении веков педагогики высокого полета, полагаем, поможет ретроспективный взгляд на обозначенную проблему, ибо как точно заметила И.В. Колесникова, «педагогу нужно уметь слушать голос Времени».
Истоки педагогики высокого полета прослеживаются за много веков до нашей эры. Уже в эпоху так называемого «культурного переворота» (VII–V вв. до н.э.) стали расширяться личные свободы граждан, интересы индивида перемещались в центр общественного внимания. В частности, софисты одними из первых предприняли попытку «решить проблему обучения человека исключительно ради него самого, ради его жизненного успеха» [6, с. 40].
1. Blonskiy P. P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 1961.
2. Venttsel´ K.N. Svobodnoe vospitanie [Free education]. Moscow, 1993.
3. Alekseev V.A., Lysenko N.N. Gumanisticheskie traditsii russkoy filosofii [humanistic traditions of Russian Philosophy]. Moscow, 1991.
4. Dalay-Lama KhIV. Voyna i mir [War and Peace]. Nauka i religiya. 2006, i. 5, p. 7.
5. Komenskiy Ya.A. Izbr. ped. soch. [Selected pedagogical works]. In 2 Volumes. V. 1. Moscow, 1982.
6. Kornetov G.B. Gumanisticheskoe obrazovanie: Traditsii, perspektivy [Humanistic Education: Traditions and prospects]. Moscow, 1993.
7. Makarenko A.S. Lektsiya tret´ya, Pedagogika individual´nogo deystviya [Lecture three Pedagogy]. In 3 Volumes. V. 3, p. 51.
8. Monro P. Istoriya pedagogiki: Drevnost´ i srednie veka [History of Education: Antiquity and the Middle Ages]. Part 1. Moscow, 1911.
9. Novyy uchitel´ dlya novoy shkoly: Teoriya, opyt i perspektivy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: Doklady i tezisy vystupleniy uchastnikov Foruma pedagogicheskikh vuzov Rossii [A new teacher for the new school: Theory, experience and perspectives of modernization of teacher education in Russia: Reports and theses of the participants of the Forum of pedagogical universities in Russia]. Moscow, 2012.
10. Pedagogicheskiy poisk [Teaching search]. Moscow, 1987.
11. Russo Zh.-Zh. Ped. soch. [pedagogical works]. In 2 Volumes. V. 1, Moscow, 1981.
12. Sukhomlinskiy V.A. Izb. proizved [Works]. In 5 Volumes. Kiev, 1979–1980.
13. Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii [About education]. Moscow, 1975.
14. Ushinskiy K.D. Izb. ped. soch. [Selected pedagogical works]. In 2 Volumes. V. 1, Moscow, 1974.
15. Ganelin Sh.I. Khrestomatiya po istorii shkoly i pedagogiki v Rossii [Readings on the history of the school and pedagogy in Russia]. Moscow, 1974.
16. Alekseeva A.N., Shcherbova N.P. Khrestomatiya po istorii sovetskoy shkoly i pedagogiki [Readings on the history of the Soviet school and pedagogy]. Moscow, 1972.
17. Shtayner R. Metodika obucheniya i predposylki vospitaniya [Methods of teaching and education background]. Moscow, 1994.
18. Shchurkova N.E., Mukhin M.I., Zhelannova A.V. Novoe vospitanie v Novoy shkole [New education at the New School]. Moscow, 2012.
19. Shchurkova N.E., Mukhin M.I. Pedagog novogo vospitaniya [New teacher education]. Moscow, 2014.