В статье предпринята попытка проследить эволюцию и раскрыть суть педагогики высокого полета, которая на всех этапах её становления и развития настойчиво и последовательно решала проблему восхождения к человеку вообще и к ребенку в частности, проблему непрерывного восхождения взрослеющей личности к истине, добру и красоте.
высокий полет, восхождение, мир детства, ребенок как высшая ценность, идеал свободного воспитания, вочеловечивание знаний, непрерывное совершенствование личности, самоценность человека, духовно-нравственный стержень.
О педагогике высокого полета, ее будущности всерьез заговорили во второй половине ХХ – начале ХХI в. Сбываются научные предположения известного педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, более пятидесяти лет тому назад заявившего, что «Мир вступает в Век Человека», имея ввиду ХХI столетие.
Проблемы, решаемые uуманной педагогикой и педагогикой высокого полета, во многом перекликаются. В центре внимания uуманной педагогики – ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нем от природы. Педагогика высокого полета, кроме того, на всех этапах ее становления и развития настойчиво и последовательно решала проблему восхождения к человеку вообще и к ребенку в частности, проблему непрерывного восхождения взрослеющей личности к истине, добру и красоте.
Основная категория педагогики высокого полета – «Восхождение».
Основной признак – непрерывное совершенствование личности человека на протяжении всей жизни.
Краеугольная задача – способствование в осознании личностью своих проблем как начало длинного пути к преображению себя, к восхождению от себя нынешнего к себе новому, более совершенному.
Раскрыть суть развивающейся и обогащающейся на протяжении веков педагогики высокого полета, полагаем, поможет ретроспективный взгляд на обозначенную проблему, ибо как точно заметила И.В. Колесникова, «педагогу нужно уметь слушать голос Времени».
Истоки педагогики высокого полета прослеживаются за много веков до нашей эры. Уже в эпоху так называемого «культурного переворота» (VII–V вв. до н.э.) стали расширяться личные свободы граждан, интересы индивида перемещались в центр общественного внимания. В частности, софисты одними из первых предприняли попытку «решить проблему обучения человека исключительно ради него самого, ради его жизненного успеха» [6, с. 40].
1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. М., 1993.
3. Гуманистические традиции русской философии / Сост. В.А. Алексеев, Н.Н. Лысенко. М., 1991.
4. Далай-Лама ХIV. Война и мир // Наука и религия. 2006. № 5. С. 7.
5. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1982.
6. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции, перспективы. М., 1993.
7. Макаренко А.С. Лекция третья, Педагогика индивидуального действия. Избр. произвед.: В 3 т. Т. 3. С. 51.
8. Монро П. История педагогики: Древность и Средние века / Под ред. Н.Д. Виноградова. Ч. 1. М., 1911.
9. Новый учитель для новой школы: Теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: Доклады и тезисы выступлений участников форума педагогических вузов России. М., 2012.
10. Педагогический поиск. М., 1987.
11. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1981.
12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979–1980.
13. В.А. Сухомлинский о воспитании / Сост. С. Соловейчик. 2-е изд. М., 1975.
14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1974.
15. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И. Ганелина. М., 1974.
16. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова. М., 1972.
17. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 1994.
18. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в Новой школе. М., 2012.
19. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания. М., 2014.