The article dwells upon the aspect of interpersonal interaction in the German critical review and its linguopragmatic actualization. Theoretical foundations are given for peculiar informational and evaluative spectres of the review, and its derivative character as well. Linguistic means of expression the relationship «the critic-the author of the review» are emphasised in the course of the analysis. Special attention is given to the role of citational inclusions.
critical text, interpersonal relationsips «the critic-the author of the review», informational and evaluative spectres of the review, ways of introducing citations in the critical review.
В немецкой традиции принято различать литературную критику как научную дисциплину, или, другими словами, теорию литературы, и книжную критику, которая представлена в журналах и газетах текстами рецензий. В современной лингвистической литературе рецензия представляется как совокупность нескольких поджанров: научная и искусствоведческая рецензия или еще более дифференцированно: литературоведческая, научная рецензия и рецензия на политическую литературу [14, с. 27].
Все названные поджанры рецензий относятся к критическому дискурсу, в котором представлены прежде всего информирование и оценка. Следует отметить, что данный тип текста характеризуется сильной прагматической направленностью, под которой понимаются «осознанные, намеренные воздействующие устремления адресата, сопровождающие собственное смысловое содержание высказывания и адресованные адресату» [7, с. 107].
Исходя из основных интенций автора, в структуре рецензии можно выделить две части, которые тесно взаимодействуют друг с другом – информационную и оценочную. Информационный и оценочный аспекты присутствуют в каждой рецензии, составляют единое целое.
В рамках информационного потенциала следует указать на вторичность фактов, репрезентируемых в критическом тексте (КТ). Научная рецензия представляет собой «текст о тексте». Каждый из компонентов структуры КТ (критик – критическое сообщение – читатель) включает в себя элемент вторичности. Научная рецензия как реплика-реакция на реплику-стимул, т.е. первичную публикацию, включает в свою информационную структуру фактические данные первоисточника и их оценку. Рецензию можно назвать модусным высказыванием по отношению к диктуму – первичному тексту [3, с. 5]. Таким образом, происходит процесс наложения информационного фонда критика и первичного автора, система которого очень сложна.
Переходя к оценочному аспекту КТ, следует отметить его специфику: в рецензиях актуализируется оценка объекта и субъекта произведения. Аксиологическая ось размещается между полюсами «хорошо» – «плохо», включая оценочное понятие «безразлично», и строится в зависимости от шкалы ценностей, определяемой как социальной группой, так и личностью автора критического текста. Отметим, что мнение автора может также проявляться и в художественном тексте [9–11].
1. Vol’f E.M. O sootnoshenii kvalifikativnoy i deskriptivnoy struktur v semantike slova i vyskazyvaniya [On the relation between qualifying and descriptive structures in the semantics of words and statements]. Izvestiya AN SSSR. Ser. lit. i yaz [Proceedings of the Academy of Sciences of the USSR. Ser. Litas. and lang]. Moscow, 1981, v. 40, i. 4, pp. 391–397.
2. Dairova K.N. Strukturno-semanticheskie osobennosti tsitaty i ee funktsionirovanie v tekste: (na materiale angliyskoy nauchnoy lingvisticheskoy literatury). Kand. Diss. [Structural and semantic features quotes and its functioning in the text: (based on the English language scientific literature). Cand. Diss.]. Moscow, 1983.
3. Krasil’nikova L.V. Dialogicheskaya struktura nauchnogo diskursa v zhanre nauchnoy retsenzii. Kand. Diss. [Dialogic structure of scientific discourse in the genre of science reviews. Cand. Diss.]. Moscow, MGU Publ., 1995.
4. Kremer I.Yu. Kontseptual’nye osnovaniya issledovaniya znaniya i mneniya v nauchnom diskurse [Conceptual bases of research knowledge and opinions in the scientific discourse]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina [Bulletin of the Ryazan State University. SA Esenina]. 2014, i. 1/42, pp. 102–111.
5. Kremer I.Yu. Strategii interpretatsii nemetskogo kriticheskogo teksta [Strategy interpretation German critical text]. Ryazan’, RGU Publ., 2009.
6. Leont’ev D.A. Ot sotsial’nykh tsennostey k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenologiya tsennostnoy regulyatsii deyatel’nosti [From social to personal values: sociogenesis and phenomenology value regulation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Ser. 14. Psychology]. 1996, i. 4, pp. 35–44.
7. Naer V.L. Pragmaticheskie aspekty angliyskogo gazetnogo teksta [Pragmatic aspects of the English newspaper text]. Sb. nauchnykh trudov MGPIIYa im. M. Toreza [Coll. scientific papers Moscow State Pedagogical Institute. Maurice Thorez]. I. 178, Moscow, 1981, pp. 106–116.
8. Fedotova O.S. Angloyazychnaya khudozhestvennaya proza: struktura diskursa i metadiskursa [he English-language fiction: the structure of discourse and metadiskursa]. Ryazan’, RGU imeni S.A. Esenina Publ., 2014.
9. Fedotova O.S. Gendernyy aspekt obsuzhdeniya sushchnosti cheloveka v khudozhestvennoy kommunikatsii «avtor – chitatel’» [Gender dimension in the discussion of the human essence of artistic communication “author – reader”]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and Development. Modern Communication Studies]. 2013, v. 2, i. 5, pp. 48–52. DOI: 10.12737/1251
10. Fedotova O.S. Eksplitsitnoe proyavlenie mneniya avtora ob osobennostyakh obshchestva v angloyazychnom narrativnom diskurse [An explicit expression of the author’s opinions about the features of the society in the English narrative discourse]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory and Practice]. 2013, i. 5-2, pp. 198–202.
11. Barnickel K. Buchbesprechungen. Lebende Sprachen. 1997, i. 2, pp. 150–160.
12. Mueller W. Buchbesprechungen. Muttersprache. 1999, i. 2, pp. 175–178.
13. Nord S. Buchbesprechungen. Zielsprache Deutsch. 1999, i. 2, pp. 185–195.
14. Zhong L. Bewerten in literarischen Rezensionen. Linguistische Untersuchungen zu Bewertungstypen, Buchfrane, Bewertungsmasstäben und bewertenden Textstrukturen. Bern, Frankfurt a. M.: Peter Lang Verlag, 1995.