The author analyses the matter of the fiscal (tax) sovereignty, tax jurisdiction, tax competition of the states, defines trends in development of the tax sovereignty and its borders in the course of integration. The article reveals some problems of the interaction of the international and national tax law.
tax policy, international taxation, fiscal (tax) sovereignty, tax competition
Современная организационно-правовая модель мира представляет собой арену, где сосуществуют и соперничают уже не сами государства (не только государства), а группы государств, «государства вынуждены вступать в союзы и отказываться от большей части своего суверенитета». Ю. А. Тихомиров отмечает, что усиление сотрудничества государств и масштабность интеграционных процессов приводят к вопросу о передаче ряда суверенных прав на надгосударственный уровень. Выражением финансово-экономического содержания государственного суверенитета является государственный бюджет — публичный фонд финансовых средств, образуемый из налоговых и неналоговых доходов, предназначенный гарантировать финансовую самостоятельность и независимость государственной власти. Право государства устанавливать налоги традиционно признается одним из проявлений суверенитета, функцией, необходимой для самого существования государства. C течением времени содержание налогового суверенитета претерпевает изменения, и мир уже далек от модели, которую описал К. Родбертус-Ягецов в известной работе «Налоговая система в Римской империи»: «Античное государство брало, что хотело, сколько хотело и где хотело», хотя события весны 2013 г., в частности введение в Республике Кипр налога на банковские депозиты, делают наше утверждение не столь категоричным. В Российской Федерации конституционные основы фискального (налогового) суверенитета получили развитие в практике Конституционного Cуда РФ, связывающего с публично-правовым характером налога, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства законодательную форму учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия.
Обозначим наиболее существенные, на наш взгляд, тенденции, влияющие на содержание фискального (налогового) суверенитета и отражающие его современное состояние:
во-первых, универсализация категории «налогоплательщик». Национальным налоговым органам противостоят так называемые глобальные налогоплательщики. В современной научной литературе развивается концепция «дохода без гражданства»;
во-вторых, ослабление последовательной юридической связи налогообложения с географическим источником дохода. С развитием электронной коммерции, интеллектуальной собственности, сложных финансовых инструментов установление экономической и юридической связи дохода с определенной государственной территорией становится все более затруднительным;
в-третьих, актуализация вопросов двойного неналогообложения. Государства посредством двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения не могут эффективно противостоять двойному неналогообложению как режиму, в создание которого вовлечены действия налогоплательщика (группы аффилированных лиц) в иных государствах;
1. A Step Change in Tax Transparency. OECD Report for the G8 Summit. June 2013. URL: www.oecd.org (data obrashcheniya: 28.06.2013).
2. Blochliger H., Pinero-Campos J. Tax Competition between Sub-Central Governments // OECD Network on Fiscal Relations across Levels of Government. COM/CTPA/ECO/GOV/WP(2011)13.
3. Christians A. Sovereignty, Taxation, and Social Contract // 18 Minn. J. Int’l L. 99 (2009).
4. General Agreement on Trade in Services // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. I. N. Y. and Geneva: UN. 1996.
5. Georgopoulos T. Tax Treaties and Human / Constitutional Rights: Bridging the Gap? Tax Relief in a Cosmopolitan Context. URL: http://www.nyu_law_website (data obrashcheniya: 01.07.2013).
6. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue. P., 1998.
7. Harris P., Oliver D. International Commercial Tax. Cambridge University Press, 2010.
8. Hybrid Mismatch Arrangements: Tax Policy and Compliance Issues. OECD Publishing, 2012.
9. International Regulatory Co-operation: Addressing Global Chal lenges. OECD Publishing, 2013.
10. International Tax Competition: Globalisation and Fiscal Sovereignty. L., 2002.
11. Kleinbard E. Stateless Income’s Challenge to Tax Policy // USC Legal Studies Research Paper. 2011. No. 11—13.
12. Li J. International Taxation in the Age of Electronic Commerce: A Comparative Study.
13. Li J. Tax Sovereignty and International Tax Reform // Canadian Tax Journal. 2004. Vol. 52. No. 1.
14. Model Tax Convention on Income and on Capital. OECD Publishing. URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/model-tax-convention-onincome-and -on-capital-2010_9789264175181-en (data obrashcheniya: 01.05.2013).
15. OECD (2013), Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264192744-en.
16. Palan R. Tax Havens and the Commercialization of State Sovereignty. International Organization. 2002. Vol. 56. Issue 1.
17. Ring D. Democracy, Sovereignty and Tax Competition: The Role of Tax Sovereignty in Shaping Tax Cooperation // Florida Tax Review. 2009. No. 9.
18. Rixen T. The Double Tax Avoidance Regime as Institutional Foundation of Tax Competition. 2008.
19. Terra B., Wattel P. European Tax Law. 5th ed. Hague, 2008.
20. Bauman Z. Globalizatsiya. Posledstviya dlya cheloveka i obshchestva. M., 2004.
21. Biryukov M. M. Evropeyskoe pravo: do i posle Lissabonskogo dogovora. M., 2013.
22. Veshchnye prava: postanovka problemy i ee reshenie: sb. st. / pod red. M. A. Rozhkovoy. M., 2011.
23. Godme P. M. Finansovoe pravo. M., 1978.
24. Dernberg R. Mezhdunarodnoe nalogooblozhenie. M., 1997.
25. Evropeyskoe pravo. Pravo Evropeyskogo Soyuza i pravovoe obespechenie zashchity prav cheloveka / otv. red. L. M. Entin. 3‑e izd. M., 2011.
26. Kapustin A. Ya. Evropeyskiy soyuz: integratsiya i pravo. M., 2000.
27. Kleymenova M. O. Nalogovoe pravo: ucheb. posobie. M., 2013.
28. Kommentariy k Konstitutsii RF / pod red. V. D. Zor'kina. M., 2011.
29. Kucherov I. I. Mezhdunarodnoe nalogovoe pravo. M., 2007.
30. Kucherov I. I. Teoriya nalogov i sborov. M., 2009.
31. Levin I. D. Suverenitet. M., 1948.
32. Lukashuk I. I. Vzaimodeystvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava v usloviyakh globalizatsii // Zhurnal rossiyskogo prava. 2002. № 3.
33. Lukashuk I. I. Mezhdunarodnoe «myagkoe» pravo // Gosudarstvo i zhizn'. 1994. № 8—9.
34. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnik / otv. red. A. N. Vylegzhanin. M., 2009.
35. Orlov M. Yu. Nalog kak forma razumnogo ogranicheniya fiskal'nogo suvereniteta gosudarstva // Finansovoe pravo. 2006. № 2.
36. Pogorletskiy A. I. Nalogovoe planirovanie vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti. SPb., 2006.
37. Rodbertus-Yagetsov K. I. Nalogovaya sistema v Rimskoy imperii. M., 2012.
38. Tikhomirov Yu. A. Gosudarstvo. M., 2013.
39. Tikhomirov Yu. A. Pravovoy suverenitet: sfery i garantii // Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 3.
40. Khabrieva T. Ya. Osnovy vzaimodeystviya mezhdunarodnogo i natsional'nogo prava // Vliyanie mezhdunarodnogo prava na natsional'noe zakonodatel'stvo. M., 2007.
41. Khavanova I. A. Nediskriminatsiya v nalogovoy sfere: otdel'nye aspekty mezhdunarodnogo pravovogo regulirovaniya // Finansovoe pravo. 2013. № 3.
42. Kheyne P. Ekonomicheskiy obraz myshleniya. M., 1993.
43. Chetverikov A. O. Pravovoe regulirovanie liberalizatsii transgranichnykh otnosheniy: opyt Evropeyskogo Soyuza: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2010.
44. Shakhmamet'ev A. A. Nalogovyy suverenitet i nalogovaya yurisdiktsiya gosudarstva // Sovremennoe pravo. 2013. № 3.