The paper dwells upon the pragmatics of the political PR-text in the communicative environment of the Internet, the main advantages of which are multimedia and hypertextuality. Skillful constructing of the social reality in PR-discourse directs addressee’s perception in the proper way. The author analyses discursive strategies of presentation and politicians’ selfpresentation, his opponents’ discredit on the basis of German pre-elective PR-texts; singles out and describes addressee’s persuasive tactics and their linguistic realization.
PR-text, discursive strategies, speech influence, persuasion.
Любая коммуникация предполагает вовлечение другого человека в сферу своих взаимодействий с миром с целью оказать на него ориентирующее воздействие, т.е. изменить в той или иной степени состояние среды, в которой находится адресат, таким образом, чтобы это изменение вызвало с его стороны ту или иную поведенческую реакцию [2, c. 8]. Это положение приобретает особую актуальность, если речь идет об общении в пространстве пиардискурса.
Как отмечает Л.H. Синельникова, PR-дискурс принято рассматривать как гибрид, механически сформированный на основе рекламного, маркетингового и медиадискурса. «При безусловной связи с названными дискурсивными разновидностями PR-дискурс имеет собственный «интерфейс»: этот вид дискурса ориентирован на реализацию конвергентной стратегии, складывающейся из позиционирования, идентификации, воздействия, максимального внимания к адресату, выстраивания особых адресант-адресатных отношений на основе учёта ожиданий, потребностей определённых групп общественности с непременным учётом языковых преференций адресата» [5, c. 11].
Цель настоящей статьи состоит в выделении и анализе тактик убеждения адресата в PR-дискурсе а также их лингвистических репрезентантов на текстовом уровне.
Пиар-текст как вербальный компонент дискурса рассматривается с ментальными и коммуникативно-типологическими условиями его создания, с системой дискурсивных стратегий автора, взаимодействующего с адресатом, с комплексом экстралингвистических факторов, влияющих на языковые особенности.
Под PR-текстом традиционно понимается письменный текст, служащий целям формирования или приращения паблицитного (репутационного/имиджевого) капитала базисного PR-субъекта, предназначенный для внешней или внутренней общественности. Объектом PR-текста является некая социальная реальность, представленная информацией о базисном субъекте, которая способствует формированию оптимальной коммуникативной среды вокруг различных идей или начинаний данного субъекта [3].
Специфика PR-текста заключается в том, что он рассматривается как один из способов регуляции поведения его адресатов. Коммуникативная задача PR-текста не исчерпывается передачей информации, но включает изменение логических моделей, мнения реципиента по какому-либо вопросу, а также его действий. На важность совпадения когнитивных пространств коммуникантов в процессе моделирования и интерпретации высказывания справедливо указывает О.С. Федотова [9], поэтому информирование в PR-тексте должно быть оптимизированным и иметь заранее просчитанную целеустановку и результативность. Воздействие PR-текста определяется по косвенному влиянию на формирование устойчивого положительного отношения к базисному субъекту PR.
1. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi. 3-e izd., stereotip. M.: URSS, 2003.
2. Kravchenko A.V. Kommunikatsiya i yazyk: nekotorye soobrazheniya o predmetnoy oblasti kommunikativistiki // Sovremennaya kommunikativistika. 2013. № 1. S. 4–9.
3. Krivonosov A.D. PR-tekst v sisteme publichnykh kommunikatsiy. 2-e izd., dop. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2002.
4. Kunina Yu.V. Pragmaticheskie strategii setevykh politicheskikh tekstov: na materiale angloyazychnykh publikatsiy: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2008.
5. Ruzhentseva N.B. Argumentatsiya v PR-zhanrakh // Lingvistika: Byulleten' Ural'skogo lingvisticheskogo obshchestva / Ural. gos. ped. un-t; Otv. red. A.P. Chudinov. Ekaterinburg, 2004. T. 13. S. 67–75.
6. Sinel'nikova L.N. PR-kommunikatsiya: vektory sistemnogo opisaniya. // Vіsnik Lugans'kogo natsіonal'nogo un–tu іm. Tarasa Shevchenka. № 20. Lugans'k, 2010. S. 9–17.
7. Troitskaya T.B. Sredstva realizatsii polemicheskoy strategii v nemetskoyazychnom publitsisticheskom diskurse: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2008.
8. Troitskaya T.B. Rol' otsenochnosti v realizatsii polemicheskoy strategii v nemetskoyazychnom publitsisticheskom diskurs // Vestnik MGLU: Yazyk v mire diskursov. Chelovek i kontseptosfery. Verbalizatsiya v diskurse. M.: IPK MGLU «Rema», 2009. S. 221–231.
9. Fedotova O.S. Metatekst kak osnova metakommunikatsii // Sovremennaya kommunikativistika. 2013. № 1. S. 21–24.