Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается прагматика политического PR-текста в коммуникативном пространстве Интернета, важнейшими преимуществами которого являются мультимедийность и гипертекстуальность. Умелое конструирование социальной действительности в пиар-дискурсе задает желаемый вектор восприятия события адресатом. Анализируются дискурсивные стратегии презентации и самопрезентации политика, дискредитации его оппонентов на материале немецких предвыборных PR-текстов, выделяются и описываются тактики убеждения адресата и их лингвистическая реализация.

Ключевые слова:
пиар-текст, дискурсивные стратегии, речевое воздействие, убеждение.
Текст

Любая коммуникация предполагает вовлечение другого человека в сферу своих взаимодействий с миром с целью оказать на него ориентирующее воздействие, т.е. изменить в той или иной степени состояние среды, в которой находится адресат, таким образом, чтобы это изменение вызвало с его стороны ту или иную поведенческую реакцию [2, c. 8]. Это положение приобретает особую актуальность, если речь идет об общении в пространстве пиардискурса.

Как отмечает Л.H. Синельникова, PR-дискурс принято рассматривать как гибрид, механически сформированный на основе рекламного, маркетингового и медиадискурса. «При безусловной связи с названными дискурсивными разновидностями PR-дискурс имеет собственный «интерфейс»: этот вид дискурса ориентирован на реализацию конвергентной стратегии, складывающейся из позиционирования, идентификации, воздействия, максимального внимания к адресату, выстраивания особых адресант-адресатных отношений на основе учёта ожиданий, потребностей определённых групп общественности с непременным учётом языковых преференций адресата» [5, c. 11].

Цель настоящей статьи состоит в выделении и анализе тактик убеждения адресата в PR-дискурсе а также их лингвистических репрезентантов на текстовом уровне.

Пиар-текст как вербальный компонент дискурса рассматривается с ментальными и коммуникативно-типологическими условиями его создания, с системой дискурсивных стратегий автора, взаимодействующего с адресатом, с комплексом экстралингвистических факторов, влияющих на языковые особенности.

Под PR-текстом традиционно понимается письменный текст, служащий целям формирования или приращения паблицитного (репутационного/имиджевого) капитала базисного PR-субъекта, предназначенный для внешней или внутренней общественности. Объектом PR-текста является некая социальная реальность, представленная информацией о базисном субъекте, которая способствует формированию оптимальной коммуникативной среды вокруг различных идей или начинаний данного субъекта [3].

Специфика PR-текста заключается в том, что он рассматривается как один из способов регуляции поведения его адресатов. Коммуникативная задача PR-текста не исчерпывается передачей информации, но включает изменение логических моделей, мнения реципиента по какому-либо вопросу, а также его действий. На важность совпадения когнитивных пространств коммуникантов в процессе моделирования и интерпретации высказывания справедливо указывает О.С. Федотова [9], поэтому информирование в PR-тексте должно быть оптимизированным и иметь заранее просчитанную целеустановку и результативность. Воздействие PR-текста определяется по косвенному влиянию на формирование устойчивого положительного отношения к базисному субъекту PR.

Список литературы

1. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 3-е изд., стереотип. М.: УРСС, 2003.

2. Кравченко А.В. Коммуникация и язык: некоторые соображения о предметной области коммуникативистики // Современная коммуникативистика. 2013. № 1. С. 4–9.

3. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд., доп. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.

4. Кунина Ю.В. Прагматические стратегии сетевых политических текстов: на материале англоязычных публикаций: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

5. Руженцева Н.Б. Аргументация в PR-жанрах // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т; Отв. ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2004. Т. 13. С. 67–75.

6. Синельникова Л.Н. PR-коммуникация: векторы системного описания. // Вісник Луганського національного ун–ту ім. Тараса Шевченка. № 20. Луганськ, 2010. С. 9–17.

7. Троицкая Т.Б. Средства реализации полемической стратегии в немецкоязычном публицистическом дискурсе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

8. Троицкая Т.Б. Роль оценочности в реализации полемической стратегии в немецкоязычном публицистическом дискурс // Вестник МГЛУ: Язык в мире дискурсов. Человек и концептосферы. Вербализация в дискурсе. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. С. 221–231.

9. Федотова О.С. Метатекст как основа метакоммуникации // Современная коммуникативистика. 2013. № 1. С. 21–24.

Войти или Создать
* Забыли пароль?