The author presents the algorithm designed to use creative assignments at the lessons of music as a way of nurturing artistically gifted students of choreographic and drama schools and members of amateur troupes. Abil- ity to create original artistic images is considered as the core criterion of giftedness and thus determines the centripetal vector of assignments use.
artistically-gifted children, artistic image, intoning, emotional ear, empathy, self-reflection, polymodality.
Большая роль в решении актуальной задачи современной педагогики – развитии художественно одаренных учащихся – принадлежит начальным специализированным учебным заведениям искусств: школам эстетического воспитания и школам искусств (музыкальным, художественным, театральным, хореографическим). Их число на Украине к началу 2012–2013 учебного года составило 1474.
Согласно Положению о начальном специализированном учебном заведении искусств (школа эстетического воспитания) эти школы выполняют следующие функции:
- общего художественного воспитания;
- выявления и развития одаренных детей;
- ориентации их на выбор профессии и подготовку к поступлению в высшие учебные заведения [7].
Разрабатывая стратегии обучения детей искусству, важно помнить, что:
- развитие художественных способностей стимулирует развитие других способностей. Свойственное искусству непосредственное воздействие на эмоциональную сферу дает ребенку возможность «проживать» знания о мире, превращать их в ценности;
- художественная одаренность у ребенка проявляется много раньше, чем какая-либо иная. Это подтверждается как массовой практикой, так и психологическими исследованиями (Б.Г. Ананьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.И. Науменко, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.) В школах эстетического воспитания направление возможной будущей профессиональной деятельности часто определяется уже у младших школьников, а иногда – и очень ярких старших дошкольников.
Поскольку художественная деятельность априори ориентирована на достижение творческих целей, оптимальным средством, позволяющим эффективно развивать одаренных детей, являются творческие задания, в которых дидактические и воспитательные цели достигаются через художественную составляющую [6, с. 109].
Творческим заданиям, используемым в процессе художественного образования детей, посвящены работы: Т.А. Затяминой, Е.Д. Критской, Л.М. Масол, В.Д. Подвала, Л.Г. Савенковой, А.И. Савостьянова, Л.В. Школяр и др. Немало идей имеется и в практическом багаже педагогов.
Однако нередко на практике учителя используют творческие задания, не ставя конкретной педагогической цели, но стремясь банально разнообразить учебный процесс игровыми элементами. В этих случаях эффективность применения заданий значительно снижается. Таким образом, прежде всего, необходимо иметь четкую педагогическую цель.
1. Gotsdiner A.L. K probleme mnogostoronnikh sposobnostey. Voprosy psikhologii. — 1991. – № 4. — S. 82–88.
2. Drankov V.L. Mnogogrannost' sposobnostey kak obshchiy kriteriy khudozhestvennogo talanta. Khudozhestvennoe tvorchestvo: voprosy kompleksnogo izucheniya. — L.: Nauka, 1983. — C. 123–139.
3. Komarovskaya O.A. Khudozhestvenno odarennaya lichnost': k voprosu ob identifikatsii. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve. — Ch. 1. — Yaroslavl': GOU YaO IRO, 2011. — S. 34–37.
4. Komarovs'ka O.A. Khudozhnіy obraz yak vektor stvorennya khudozhn'o-osvіtn'ogo prostoru mistets'kogo navchal'nogo zakladu. Pedagogіchna osvіta: teorіya і praktika. Zb. naukovikh prats'. – Vip. 9. — Kamyanets'-Podіl's'kiy: Vidavets' PP Zvoleyko D.G., 2011. — S. 210–215.
5. Morozov V.P. Iskusstvo i nauka obshcheniya: neverbal'naya kommunikatsiya. — M.: IP RAN, Tsentr «Iskusstvo i nauka», 1998. — 164 s.
6. Muzykal'noe obrazovanie v shkole: ucheb. posob. dlya stud. muzykal'nykh fakul'tetov i otdeleniy vysshikh i srednikh ped. ucheb. zavedeniy / L.V. Shkolyar, V.A. Shkolyar, E.D. Kritskaya [i dr.]; pod red. L.V. Shkolyar. — M.: Akademiya, 2001. — 232 s.
7. Polozhennya pro Pochatkoviy spetsіalіzovaniy mistets'kiy navchal'niy zaklad (shkolu estetichnogo vikhovannya) / Mіnіsterstvo kul'turi і mistetstv Ukraїni. — Nakaz 06.08.2001 N 523 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://ukraine.uapravo.net/data2008/base54/ukr54697.htm (data obrashcheniya: 21.09.2013).
8. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikov, Yu.D. Babaeva [i dr.]; 2-e izd., pererab. i dop. — M., 2003. — 93 s.
9. Savenkova L.G. Tvorcheskoe zadanie v praktike raboty pedagoga obrazovatel'noy oblasti «Iskusstvo». Pedagogika iskusstva. — 2007. — № 1 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2007.htm (data obrashcheniya: 21.09.2013).
10. Teplov B.M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. — M. — L.: Izd-vo APN RSFSR, 1947. — 335 s.