В статье предлагается алгоритм применения творческих заданий на занятиях музыкой для развития художественно одаренных учащихся хореографических и театральных школ и коллективов. Способность к созданию художественного образа рассматривается в качестве стержневого критерия одаренности, что определяет центростремительный вектор использования заданий.
художественно одаренные дети, художественный образ, интонирование, эмоциональный слух, эмпатия, саморефлексия, полимодальность.
Большая роль в решении актуальной задачи современной педагогики – развитии художественно одаренных учащихся – принадлежит начальным специализированным учебным заведениям искусств: школам эстетического воспитания и школам искусств (музыкальным, художественным, театральным, хореографическим). Их число на Украине к началу 2012–2013 учебного года составило 1474.
Согласно Положению о начальном специализированном учебном заведении искусств (школа эстетического воспитания) эти школы выполняют следующие функции:
- общего художественного воспитания;
- выявления и развития одаренных детей;
- ориентации их на выбор профессии и подготовку к поступлению в высшие учебные заведения [7].
Разрабатывая стратегии обучения детей искусству, важно помнить, что:
- развитие художественных способностей стимулирует развитие других способностей. Свойственное искусству непосредственное воздействие на эмоциональную сферу дает ребенку возможность «проживать» знания о мире, превращать их в ценности;
- художественная одаренность у ребенка проявляется много раньше, чем какая-либо иная. Это подтверждается как массовой практикой, так и психологическими исследованиями (Б.Г. Ананьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.И. Науменко, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.) В школах эстетического воспитания направление возможной будущей профессиональной деятельности часто определяется уже у младших школьников, а иногда – и очень ярких старших дошкольников.
Поскольку художественная деятельность априори ориентирована на достижение творческих целей, оптимальным средством, позволяющим эффективно развивать одаренных детей, являются творческие задания, в которых дидактические и воспитательные цели достигаются через художественную составляющую [6, с. 109].
Творческим заданиям, используемым в процессе художественного образования детей, посвящены работы: Т.А. Затяминой, Е.Д. Критской, Л.М. Масол, В.Д. Подвала, Л.Г. Савенковой, А.И. Савостьянова, Л.В. Школяр и др. Немало идей имеется и в практическом багаже педагогов.
Однако нередко на практике учителя используют творческие задания, не ставя конкретной педагогической цели, но стремясь банально разнообразить учебный процесс игровыми элементами. В этих случаях эффективность применения заданий значительно снижается. Таким образом, прежде всего, необходимо иметь четкую педагогическую цель.
1. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. — 1991. – № 4. — С. 82–88.
2. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1983. — C. 123–139.
3. Комаровская О.А. Художественно одарённая личность: к вопросу об идентификации // Сопровождение одарённого ребенка в региональном образовательном пространстве. — Ч. 1. — Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2011. — С. 34–37.
4. Комаровська О.А. Художній образ як вектор створення художньо-освітнього простору мистецького навчального закладу // Педагогічна освіта: теорія і практика. Зб. наукових праць. – Вип. 9. — Камянець-Подільський: Видавець ПП Зволейко Д.Г., 2011. — С. 210–215.
5. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 164 с.
6. Музыкальное образование в школе: учеб. пособ. для студ. музыкальных факультетов и отделений высших и средних пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская [и др.]; под ред. Л.В. Школяр. — М.: Академия, 2001. — 232 с.
7. Положення про Початковий спеціалізований мистецький навчальний заклад (школу естетичного виховання) / Міністерство культури і мистецтв України. — Наказ 06.08.2001 N 523 [Электронный ресурс]. — URL: http://ukraine.uapravo.net/data2008/base54/ukr54697.htm (дата обращения: 21.09.2013).
8. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева [и др.]; 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — 93 с.
9. Савенкова Л.Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство» // Педагогика искусства. — 2007. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2007.htm (дата обращения: 21.09.2013).
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.