Tver', Tver, Russian Federation
The article deals with the use of multimedia technology in teaching professionally- oriented communication in a foreign language in a higher educational institution.The author thoroughly describes the advantages of multimedia in studying process, touches upon the information and communication technology within the framework of contemporary educational paradigm, underlines the importance and topicality of use of multimedia in language education. Such kinds of problem search tasks as hot list and web-quest are considered within the competence approach. The author gives different kinds of methods and technology of foreign (English) language teaching in a higher educational institution with the help of multimedia, offers internet-resourses for language education.
multimedia-technology, information and communication technology, professionally oriented communication, competence approach, the synergism of pedagogical influence, information competence, hotlist, webquest.
«Модернизация современного образования предполагает автономию и развитие творческого потенциала субъектов учебного процесса, что находит отражение в адресато-центрическом подходе, являющемся одной из методологических категорий лингводидактики» [4, с. 101]. В контексте современной образовательной парадигмы конечным результатом работы в рамках учебной дисциплины «иностранный язык» в высшем учебном заведении является формирование межкультурной профессионально ориентированной компетенции, которая представлена перечнем взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций: лингвистической компетенции, социолингвистической компетенции, дискурсивной компетенции, когнитивной компетенции и других видов компетенций.
Умение осуществлять иноязычную коммуникацию в рамках компетентностного подхода можно проверить как с помощью традиционных форм обучения (опросов, тестов, участия в диалогах и дискуссии), так и инновационных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Мультимедиа-технологии являются составной частью ИКТ и, соответственно, их можно отнести как к средству обучения, так и приравнять условно к методу обучения.
Опыт применения ИКТ в образовательном процессе, интерактивных обучающих сред, использование интернет-ресурсов описывают в своих трудах такие исследователи, как С.В. Титова, А.П. Авраменко, В.П. Беспалько, Е.С. Полат, И.Н. Розина, Е.В. Воевода, М.А. Бовтенко, М. Варшауэр и другие исследователи.
Согласно С.В. Титовой, «информационно-коммуникативная технология обучения – это система обучения, при которой средством управления информацией является компьютер» [6]. Мультимедиа-технологии являются составной частью ИКТ, а компьютер традиционно относят к современным мультимедийным средствам. Идея мультимедиа заключается в использовании различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации, мультипликации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации. Другими словами, мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
1. Voevoda E.V. Ispol’zovanie mul’timedia kak innovatsionnoy pedagogicheskoy tekhnologii pri obuchenii inostrannym yazykam v VUZe [Using the media as an innovative educational technology in teaching foreign languages in high school]. Naukoviy chasopis. Seriya 5. Pedagogichni nauki: realiita perspektivi [Naukoviychasopis. 5. CEPI Pedagogichni nauki: realiita term]. 2009, i. 14, pp. 83–88.
2. Esenina N.E. Gotovnost’ prepodavatelya inostrannogo yazyka tekhnicheskogo vuza v oblasti informatizatsii inoyazychnoy podgotovki [Willingness of foreign language teacher of a technical college in the field of informatization of foreign language training]. Moscow, Goryachaya liniya. Telekom Publ., 2014.
3. Izvozchikov V.A. Novye informatsionnye tekhnologii obucheniya [New information technology training]. St. Petersburg, 1991.
4. Komina N.A. Formirovanie professional’no-orientirovannoy mezhkul’turnoy kompetentsii v innovatsionnom obrazovatel’nom prostranstve [Formation of professionally oriented intercultural competence in innovative educational space]. Yazykovoy diskurs v sotsial’noy praktike. Yazykovoy diskurs v sotsial’noy praktike: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Language discourse in social practice. Language discourse in social practice: proceedings of the International scientific and practical conference]. Tver’, Tverskoy gos. un-t Publ., 2013, pp. 100–105.
5. Rashchupkina K.S. Interaktivnaya kharakteristika uchebnogo diskursa. Kand. Diss. [Interactive characteristic of educational discourse. Cand. Diss.]. Tver’, 2009.
6. Titova S.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: teoriya i praktika [Information and communication technologies in arts education theory and practice]. Moscow, 2009.
7. Titova S.V., Avramenko A.P. Mobil’noe obuchenie inostrannym yazykam [Mobile learning foreign languages]. Moscow, Izdatel’stvo Ikar Publ., 2014.
8. March T. Working the Web for Education. Available at: http: tommarch.com/writings/theory/
9. March T. Available at: http://tommarch.com/strategies/webquests/