МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье говорится о применении мультимедиа-технологий в обучении профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке в вузе. Автор подробно описывает преимущества использования мультимедиа в учебном процессе, затрагивает информационнокоммуникативные технологии в контексте современной образовательной парадигмы, подчеркивает важность и актуальность применения мультимедиа в языковом образовании. Также в рамках компетентностного подхода описываются такие виды проблемно-поисковых заданий, как Hotlist и Web-quest. Автор приводит различные методы и технологии обучения иностранному (английскому) языку в вузе с использованием средств мультимедиа, предлагает интернет-ресурсы для языкового обучения.

Ключевые слова:
мультимедиа-технологии, информационно-коммуникативные технологии, профессионально ориентированная коммуникация, компетентностный подход, информационная компетенция, синергизм педагогического воздействия, полезный список, веб-квест.
Текст

«Модернизация современного образования предполагает автономию и развитие творческого потенциала субъектов учебного процесса, что находит отражение в адресато-центрическом подходе, являющемся одной из методологических категорий лингводидактики» [4, с. 101]. В контексте современной образовательной парадигмы конечным результатом работы в рамках учебной дисциплины «иностранный язык» в высшем учебном заведении является формирование межкультурной профессионально ориентированной компетенции, которая представлена перечнем взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций: лингвистической компетенции, социолингвистической компетенции, дискурсивной компетенции, когнитивной компетенции и других видов компетенций.

Умение осуществлять иноязычную коммуникацию в рамках компетентностного подхода можно проверить как с помощью традиционных форм обучения (опросов, тестов, участия в диалогах и дискуссии), так и инновационных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Мультимедиа-технологии являются составной частью ИКТ и, соответственно, их можно отнести как к средству обучения, так и приравнять условно к методу обучения.

Опыт применения ИКТ в образовательном процессе, интерактивных обучающих сред, использование интернет-ресурсов описывают в своих трудах такие исследователи, как С.В. Титова, А.П. Авраменко, В.П. Беспалько, Е.С. Полат, И.Н. Розина, Е.В. Воевода, М.А. Бовтенко, М. Варшауэр и другие исследователи.

Согласно С.В. Титовой, «информационно-коммуникативная технология обучения – это система обучения, при которой средством управления информацией является компьютер» [6]. Мультимедиа-технологии являются составной частью ИКТ, а компьютер традиционно относят к современным мультимедийным средствам. Идея мультимедиа заключается в использовании различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации, мультипликации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации. Другими словами, мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Список литературы

1. Воевода Е.В. Использование мультимедиа как инновационной педагогической технологии при обучении иностранным языкам в вузе // Науковий часопис. Серiя 5. Педагогiчнi науки: реалiiта перспективи. 2009. Вип. 14. С. 83–88.

2. Есенина Н.Е. Готовность преподавателя иностранного языка технического вуза в области информатизации иноязычной подготовки. М.: Горячая линия — Телеком, 2014.

3. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991.

4. Комина Н.А. Формирование профессионально-ориентированной межкультурной компетенции в инновационном образовательном пространстве // Языковой дискурс в социальной практике. Языковой дискурс в социальной практике: материалы Международной научно-практической конференции. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2013. С. 100–105.

5. Ращупкина К.С. Интерактивная характеристика учебного дискурса: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2009.

6. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М., 2009.

7. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам: Учеб. пособие. М.: Икар, 2014.

8. March T. Working the Web for Education. URL: http://tommarch.com/writings/theory/

9. March T. WebQuests. URL: http://tommarch.com/strategies/webquests/

Войти или Создать
* Забыли пароль?