Various issues of interaction between employers and vocational education institutions are discussed. Ways to ensure employment to those who graduates from vocational education institutions are proposed; pedagogical and institutional conditions for effective interaction between social partners and vocational education institutions are outlined.
youth employment, social partnership, trends, vocational education institutions graduates, employers.
Создание современного механизма социального партнерства в России связано с началом реформирования экономики, ее переходом к рыночным отношениям. Изменение социальных отношений работников, работодателей и государства потребовало радикального пересмотра механизма социального партнерства как эффективной системы правового регулирования социально-трудовых отношений, включая механизм разрешения коллективных трудовых споров. Это диктовалось потребностью формирования нового для России свободного рынка труда, развития конкуренции и повышения требований к качеству рабочей силы.
Основную организующую роль в системе социального партнерства в последние годы продолжает выполнять государство. По мере повышения организованности объединений профсоюзов и работодателей происходит перераспределение статуса и полномочий субъектов социального партнерства, прежде всего в пользу работодателей.
Наиболее крупными объединениями работодателей являются Торгово-промышленная палата России, Российский союз товаропроизводителей (работодателей), Российский союз промышленников и предпринимателей, которые совместно с другими функционирующими в стране общественными объединениями участвуют в выработке социально-экономической политики на федеральном уровне, защите прав работодателей. Однако на отраслевом и территориальном уровне такие структуры еще не в полной мере сформировались.
Современные принципы социального партнерства предполагают равноправие участников, опору на правовую базу, добровольность принятия обязательств по договорам и широкое использование договорных процедур.
Социальный диалог по вопросам профессионального образования становится все более «стратегическим», так как конкурентоспособность производимых товаров на рынке все в большей мере определяется квалификацией рабочей силы и ее мотивацией. На самих предприятиях социальное регулирование перемещается из области зарплаты и занятости (которые остаются жизненно важными) в область компетенции и квалификации, основным средством достижения которых является непрерывное профессиональное образование.
Особенно важно заметить тенденцию углубления системы социального партнерства в субъектах Сибирского региона. Так, в Кемеровской, Новосибирской, Томской и ряде других областей приняты законы «О социальном партнерстве».
1. Tkachenko E.V., Safonova E.G., Panina L.P., Fishchukova O.A. Sotsial'noe partnerstvo uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya: monografiya. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo otdeleniya RAN, 2004. — S. 303.
2. Smirnov I.P., Tkachenko E.V., Burmistrova A.S. Professional'noe obrazovanie i molodezh' Rossii. Sravnitel'noe sotsiologicheskoe issledovanie (2000 i 2010 gg.). — M.: NIIRPO, 2012. — S. 212.