Beogorod, Belgorod, Russian Federation
The author provides evidence of the sharpened need to extend theoretic and technological foundations of developing higher school students’ research skills at the lessons with the help of Internet. Research potential is treated in the context of culture genesis, while development of research potential in the course of teaching process is considered with respect to ideas of subjectness and subjectiveness. Ways are proposed to integrate Internet in the teaching conditions and adapt to current technologies of development upperclassmen’ research potential at the lessons.
research potential, high school students / upperclassmen, Internet, subjectness, subjectiveness, culture genesis, teaching conditions, teaching technology, at the lesson.
Увеличение скорости доступа к сети «Интернет», совершенствование информационно-коммуникационного оснащения российских школ приводит к более частому использованию ресурсов и технологий сети в практике обучения и ставит перед педагогами ряд новых дидактических задач. Именно их грамотная постановка и понимание путей и способов их реализации с помощью нового дидактического средства приводит к положительным результатам использования сети «Интернет».
О необходимости осмысления возможностей сети «Интернет» как дидактического средства свидетельствует ряд противоречивых фактов. Так, при различных опросах выявлено следующее: почти 80% российских старшеклассников от репрезентативной выборки указывают, что сеть «Интернет» вредит успеваемости в школе, 70% российских педагогов отмечают жалобы родителей на Интернет-зависимость их детей, причем треть – достаточно часто указывают на увлеченность школьников онлайн-играми (Г. Солдатова, Е. Кропалева) [1]. В то же время ряд исследований показывает, что школьники, которые постоянно выходят в сеть, имеют более высокие результаты тестов по математике и чтению, учатся легко и весело (Neil Selwyn, Onno Husen) [2], а те, которые используют компьютерные игры, более способны к самообразованию, у них развито пространственное и глобальное мышление (D. Beck, М. Wade, M. Prensky) [3, 4].
Особый интерес представляет рассмотрение способов включения сети «Интернет» в технологическое решение проблемы развития исследовательского потенциала старшеклассников, под которым мы понимаем динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков (интеллект, сензитивность к новизне ситуации, исследовательской активности, коммуникативности), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений старшеклассником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимания себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.