GEOMETRICAL AND GRAPHICS TRAINING IN COMPETENCE-BASED MODEL OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The issues associated with the geometrical and graphics training contents for the competence-based model of engineering higher education are discusses. Inconsistencies in the process of curricula projecting arising as a result of transfer from the traditional discipline-based to the innovative competence-based education model are analyzed. It is concluded that the old education model does not fit with the new educational goals to bring up students with a set of needed competences. Principles and rules for designing the educational content structure suitable for a competencebased model are outlined. It is proposed to develop the design and engineering competences based on geometrical modeling on the basis of sequential-staged structure. That methodology should be preferred, instructs the author, which allows to lift the building-of-projecting-competences activities at the over-disciplinary and highly integrative level.

Keywords:
competences-based model, projecting competences, methodology of design, geometrical modelling, shaping.
Text

Как показывает вузовская практика, процесс перехода на новую модель обучения, задаваемую Стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), не привел к изменению подходов к формированию целей и содержания геометрической и графической подготовки в высшей технической школе. Весь спектр проблем современного состояния геометрической и графической подготовки в вузах отражен в материалах международной конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» [6].

Традиционная базовая дисциплина – «Начертательная геометрия. Инженерная графика» давно подвергается критике и требует изменений, поскольку вступает в противоречие с современным пониманием проектно-конструкторского труда. Попытки постоянного сокращения часов на изучение дисциплины в стандартах на нее приводят к печальным результатам – дисциплина выхолащивается. К этому нужно добавить накопившиеся методологические и методические проблемы дисциплины – рецептурность, преподавание на уровне частностей, разобщенность разных геометрий, плохая демонстрация применения методов и способов начертательной геометрии на практике. В последнее время происходит путаница в разграничении целей, задач, предмета и места дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» и другой дисциплины графического цикла – «Компьютерная графика». Как результат – происходит отказ от традиционной дисциплины в проектируемых образовательных программах нового поколения.

К сожалению, многие преподаватели кафедр графики проблему видят только в сокращении часов на дисциплину, полагая, что начертательная геометрия и инженерная графика считаются основами профессиональной подготовки, так как способствуют развитию технического мышления, приемов и способов «чтения» информации производственного характера (изображений технических устройств, технологических процессов и т.д.). Кроме того, графическая образованность признается одним из показателей умственного развития студента, поэтому, насколько готов он к решению графическими методами различных пространственных задач, можно судить о степени его общей и политехнической образованности.

References

1. Kozlov V.N. Normativnaya baza vysshey shkoly i ee realizatsii v vuzakh Rossii / V.N. Kozlov. Tez. dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. «Dostizheniya nauki i tekhniki – razvitiyu sibirskikh regionov». – V 3-kh ch. – Krasnoyarsk: KGTU, 1999. – S. 132–134.

2. Rukavishniko V.A. Geometro-graficheskaya podgotovka inzhenera: vremya reform / V.A. Rukavishnikov. Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2008. – № 5. – S. 132–136.

3. Sosnin N.V. Dizayn kak osnova kompetentnostnoy modeli inzhenernogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2009. – № 12. – S. 20–26.

4. Sosnin N.V. O strukture soderzhaniya obucheniya v kompetentnostnoy modeli VPO / N.V. Sosnin. Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2013. – № 1. – S. 20–23.

5. Sosnin N.V. Soderzhanie obucheniya v kompetentnostnoy modeli VPO (K osvoeniyu FGOS VPO): monografiya / N.V. Sosnin. – Krasnoyarsk: SFU, 2011. – 242 s.

6. http://www/dgng.pstu.ru/conf2012/

Login or Create
* Forgot password?