В статье рассматривается проблема содержания геометрической и графической подготовки в компетентностной модели высшего профессионального образования. Анализируются противоречия, возникающие при проектировании образовательных программ в условиях перехода от традиционной к компетентностной модели процесса обучения. Делается вывод о том, что традиционная дисциплинарная модель не подходит для достижения новых результатов образования и обучения – освоения компетенций и формирования компетентностей выпускника. На основе анализа формулируются принципы и правила проектирования структуры содержания обучения в компетентностной модели. Основой содержания обучения в такой модели становится компетентностный подход и результаты обучения. Траекторию выстраивания этапов формирования проектно-конструкторской компетентности на основе деятельности по геометрическому моделированию объектов предлагается осуществлять на базе последовательно-этапной структуры результатов обучения. Отдается предпочтение методологии дизайна, позволяющей организовать процесс освоения проектной деятельности на высоком уровне интегративности и надпредметности.
компетентностная модель, проектно-конструкторская компетентность, методология дизайна, геометрическое моделирование, формообразование.
Как показывает вузовская практика, процесс перехода на новую модель обучения, задаваемую Стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), не привел к изменению подходов к формированию целей и содержания геометрической и графической подготовки в высшей технической школе. Весь спектр проблем современного состояния геометрической и графической подготовки в вузах отражен в материалах международной конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» [6].
Традиционная базовая дисциплина – «Начертательная геометрия. Инженерная графика» давно подвергается критике и требует изменений, поскольку вступает в противоречие с современным пониманием проектно-конструкторского труда. Попытки постоянного сокращения часов на изучение дисциплины в стандартах на нее приводят к печальным результатам – дисциплина выхолащивается. К этому нужно добавить накопившиеся методологические и методические проблемы дисциплины – рецептурность, преподавание на уровне частностей, разобщенность разных геометрий, плохая демонстрация применения методов и способов начертательной геометрии на практике. В последнее время происходит путаница в разграничении целей, задач, предмета и места дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» и другой дисциплины графического цикла – «Компьютерная графика». Как результат – происходит отказ от традиционной дисциплины в проектируемых образовательных программах нового поколения.
К сожалению, многие преподаватели кафедр графики проблему видят только в сокращении часов на дисциплину, полагая, что начертательная геометрия и инженерная графика считаются основами профессиональной подготовки, так как способствуют развитию технического мышления, приемов и способов «чтения» информации производственного характера (изображений технических устройств, технологических процессов и т.д.). Кроме того, графическая образованность признается одним из показателей умственного развития студента, поэтому, насколько готов он к решению графическими методами различных пространственных задач, можно судить о степени его общей и политехнической образованности.
1. Козлов В.Н. Нормативная база высшей школы и ее реализации в вузах России / В.Н. Козлов // Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. «Достижения науки и техники – развитию сибирских регионов». – В 3-х ч. – Красноярск: КГТУ, 1999. – С. 132–134.
2. Рукавишнико В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ / В.А. Рукавишников // Высшее образование в России. – 2008. – № 5. – С. 132–136.
3. Соснин Н.В. Дизайн как основа компетентностной модели инженерного образования // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 20–26.
4. Соснин Н.В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели ВПО / Н.В. Соснин // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 20–23.
5. Соснин Н.В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО): монография / Н.В. Соснин. – Красноярск: СФУ, 2011. – 242 с.
6. http://www/dgng.pstu.ru/conf2012/