The article devoted to the particular features of psycholinguistics and communication process in modern tendencies of teaching foreign languages and cultures. The author provides the basic problems of psycholinguistics and emphasizes the role of language and consciousness in solving professional communication problems.
psycholinguistics, verbal and non-verbal communication, teaching foreign languages and cultures, professional communication.
Весь современный мир переживает период столкновения глобализационных процессов с культурными преобразованиями в том или ином обществе, этносе, нации, стране. Поэтому в наши дни все более актуальными становятся процессы изучения и преподавания не только самих иностранных языков, а и профильных дисциплин и модулей с учетом в них лингвокультурологических и этнопсихолингвистических компонентов.
Междисциплинарность психолингвистики показывает ее тесную связь с философскими аспектами языкознания и психологии, такими как, например, проблемы взаимодействия языка и мышления, языка и сознания; становление человеческого сознания в онтогенезе и филогенезе. Много психолинвистических работ посвящено также проблемам знаковости мышления. Психолингвистика близка и социолингвистике, и гендерной лингвистике, и герменевтике, и фоносемантике, и психологии речи, и психологии грамматики, а также психостилистике и психопоэтике [1; 2].
Вильгельм фон Гумбольдт обращал внимание на то, что язык – часть культуры народа. Это главная деятельность не только человеческого, но и национального духа. Он также обращал внимание на то, что язык в своих взаимозависимых связях являет собой создание народного языкового сознания, так как развивается по законам духа, а значит, по законам человеческого сознания [3].
Для более глубокого понимания предложенного материала необходимо вспомнить о том, что в свое время, в 50-е гг. ХХ в., наступил так называемый кризис «чистой» лингвистики, что создало предпосылки для появления стыковых дисциплин в современном языкознании и, соответственно, позволило в дальнейшем развиваться этой науке. Тогда же существовал ряд проблем, решение которых требовало междисциплинарного подхода. Возникла настоятельная необходимость в объединении усилий исследователей двух взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей научных знаний, в разработке новой методологической базы научных исследований, объединившей в себе самые современные и перспективные методы теоретического, гносеологического и экспериментального материала для исследования явлений языка и речевой деятельности в целом. Видится необходимым также отметить, что даже в рамках самой психолингвистической науки существуют различные подходы к пониманию предмета речевой деятельности (далее — РД). Мы проводим наши исследования в рамках отечественной (московской) научной школы РД, а точнее, теории речевой деятельности (ТРД), которая вписывается в общую теорию деятельности человека.
1. Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech’ [Thinking and speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999.
2. Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow, «Smysl» Publ., 2003, pp. 955–957.
3. Gumbol’dt V. fon O myshlenii i rechi [thinking and speech]. Izbr. trudy po yazykoznaniyu [Fav. works on linguistics]. Moscow, Progress Publ., 1984, pp. 301–303.
4. Leont’ev A.A. Yazyk, rech’, rechevaya deyatel’nost’. [Language, speech, speech activity]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003.
5. Leont’ev A.A. Psikholingvisticheskie edinitsy i porozhdenie rechevogo vyskazyvaniya [Psycholinguistic units and causing utterance]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003.
6. Leont’ev A.A. Slovo v rechevoy deyatel’nosti: Nekotorye problemy obshchey teorii rechevoy deyatel’nosti [Word in speech activity: Some problems of the general theory of speech activity]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003.
7. Leont’ev A.A. Yazyk i rechevaya deyatel’nost’ v obshchey i pedagogicheskoy psikhologii: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Language and speech activity in general and educational psychology: Selected psychological works]. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial’nogo institute Publ.; Voronezh, Izdatel’stvo NPO «MODEK» Publ., 2004.
8. Leont’ev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow, Smysl Publ.; Izdatel’skiy tsentr «Akademiya» Publ., 2005.
9. Leont’ev A.N. Ponyatie o deyatel’nosti [The concept of activity]. Osnovy teorii rechevoy deyatel’nosti [Theory Basics of speech activity]. Moscow, 1974.
10. Sokolova E.Yu. Rol’ psikholingvistiki v ramkakh problemy prepodavaniya inostrannykh yazykov i kul’tur [The role of psycholinguistics in the problem of the teaching of foreign languages and cultures]. Sbornik Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta «Filologiya i problemy prepodavaniya inostrannykh yazykov» [Collection of the Moscow State Pedagogical University «Philology and problems of teaching foreign languages»]. 2010, I. 1, p. 115.
11. Tarasov E.F. Mezhkul’turnoe obshchenie – novaya ontologiya yazykovogo soznaniya [Intercultural communication – a new ontology language consciousness]. Etnokul’turnaya spetsifika yazykovogo soznaniya [Ethnocultural specificity of language consciousness]. Etnokul’turnaya spetsifika yazykovogo soznaniya [Ethnocultural specificity of language soznaniya]. Moscow, IYa RAN Publ., 1996.