В статье рассматриваются особенности развития современной психолингвистики и речевого общения в рамках проблемы преподавания иностранных языков и культур на современном этапе. Приводятся основные проблемы психолингвистики и сделан акцент на роль языка и сознания в решении проблем профессионального общения.
психолингвистика, речевое общение, преподавание иностранных языков и культур, профессиональное общение.
Весь современный мир переживает период столкновения глобализационных процессов с культурными преобразованиями в том или ином обществе, этносе, нации, стране. Поэтому в наши дни все более актуальными становятся процессы изучения и преподавания не только самих иностранных языков, а и профильных дисциплин и модулей с учетом в них лингвокультурологических и этнопсихолингвистических компонентов.
Междисциплинарность психолингвистики показывает ее тесную связь с философскими аспектами языкознания и психологии, такими как, например, проблемы взаимодействия языка и мышления, языка и сознания; становление человеческого сознания в онтогенезе и филогенезе. Много психолинвистических работ посвящено также проблемам знаковости мышления. Психолингвистика близка и социолингвистике, и гендерной лингвистике, и герменевтике, и фоносемантике, и психологии речи, и психологии грамматики, а также психостилистике и психопоэтике [1; 2].
Вильгельм фон Гумбольдт обращал внимание на то, что язык – часть культуры народа. Это главная деятельность не только человеческого, но и национального духа. Он также обращал внимание на то, что язык в своих взаимозависимых связях являет собой создание народного языкового сознания, так как развивается по законам духа, а значит, по законам человеческого сознания [3].
Для более глубокого понимания предложенного материала необходимо вспомнить о том, что в свое время, в 50-е гг. ХХ в., наступил так называемый кризис «чистой» лингвистики, что создало предпосылки для появления стыковых дисциплин в современном языкознании и, соответственно, позволило в дальнейшем развиваться этой науке. Тогда же существовал ряд проблем, решение которых требовало междисциплинарного подхода. Возникла настоятельная необходимость в объединении усилий исследователей двух взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей научных знаний, в разработке новой методологической базы научных исследований, объединившей в себе самые современные и перспективные методы теоретического, гносеологического и экспериментального материала для исследования явлений языка и речевой деятельности в целом. Видится необходимым также отметить, что даже в рамках самой психолингвистической науки существуют различные подходы к пониманию предмета речевой деятельности (далее — РД). Мы проводим наши исследования в рамках отечественной (московской) научной школы РД, а точнее, теории речевой деятельности (ТРД), которая вписывается в общую теорию деятельности человека.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2003. С. 955–957.
3. Гумбольдт В. фон. О мышлении и речи // Избр. труды по языкознанию / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1984. С. 301–303.
4. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003.
5. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Смысл; Академия, 2005.
6. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003.
7. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004.
8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003.
9. Леонтьев А.Н. Понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
10. Соколова Е.Ю. Роль психолингвистики в рамках проблемы преподавания иностранных языков и культур // Сборник Московского педагогического государственного университета «Филология и проблемы преподавания иностранных языков». 2010. Вып. 1. С. 115.
11. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение – новая онтология языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996.