Moskva, Moscow, Russian Federation
The paper considers the role and place of a counselor within the educational process and the role of counseling in modernizing the education in Rissia.
educational counseling, in-house and outside counselor, counseling services in the educational institution, improve quality of counseling in education, basic counseling functions, identify challenges to be addressed by a counselor.
Система образования переживает сложный этап реформирования, ей приходится сталкиваться с рядом серьезных вызовов:
- в российских образовательных учреждениях продолжается процесс гуманизации и демократизации, предполагающий обращенность школы к ученику, широкую свободу выбора для учащихся и учителей, вариативность и профильность;
- обновляются учебные планы и программы;
- обозначилась тенденция определенной стандартизации, направленной на сохранение единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования;
- вводятся государственные образовательные стандарты;
- идет поиск новых подходов и технологий осуществления учебно-воспитательного процесса;
- широко распространяются тестовые методы оценки подготовки выпускников образовательных учреждений, включая проведение единого государственного экзамена;
- составляются рейтинги образовательных учреждений различных типов и видов;
- идет поиск и разработка независимой системы оценки качества обучения и воспитания учащихся;
- в управлении образовательными учреждениями активное участие принимают общественные организации.
Вместе с тем государственная система образования сокращается, что приводит в движение процессы рыночной либерализации, получающие неоднозначную оценку как в педагогических коллективах, так и в обществе. Хозяйственно-экономическая самостоятельность, полученная образовательными учреждениями, поставила перед их руководителями много новых проблем, с которыми учреждения социальной сферы ранее не сталкивались. Усложнился процесс планирования и управления в сфере образования.
1. Aleshnikova V. I. Ispol’zovanie uslug professional’nykh konsul’tantov [Using the services of professional consultants]. Moscow, 1999.
2. Kochyunas R. Osnovy psikhologicheskogo konsul’tirovaniya [Fundamentals of psychological counseling]. Moscow, 2000.
3. Lippit G., Lippit R. Konsaltingovyy protsess v deystvii [Consulting process in action]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. Р. 70-78.
4. Oliferenko L.Ya. Sotsial’no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska [The social and educational support for children at risk]. Moscow, 2002.
5. Sakhanskiy N.B. Osnovnye vidy konsul’tatsionnoy deyatel’nosti v sfere obrazovaniya [The main types of consulting activities in the field of education]. Р. 202–222.
6. Zhalaginaya T.A. Psikhologiya professionala: lichnost’, deyatel’nost’, organizatsiya [Psychology professional: a person, activity, organization: the collective]. Tver’, Tver. gos. un-t Publ., 2014. 292 p.
7. Sakhanskiy N.B. Osnovnye funktsii konsul’tanta v konsaltingovom protsesse. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiya i mir: razvitie tsivilizatsii» 27 marta 2014 g. «Institut mirovykh tsivilizatsiy» [The main functions of the consultant in the consulting process. Proceedings of the international scientific-practical conference «Russia and the World: the development of civilization» 27 March 2014 «Institute of world civilizations.»]. Moscow, IMTs Publ., 2014.
8. Sakhanskiy N.B. Konsul’tirovanie kak oblast’ pedagogicheskoy deyatel’nosti Counseling as an area of educational activities []. Setevoy nauchno-prakticheskiy zhurnal «Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika» [The network of scientific and practical journal «Education Management: Theory and Practice.»]. 2013, I. 2.
9. Benz E., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer als Berater. Heidelberg, 1978.