NEW PRIORITIES IN THE ENVIRONMENT PROTECTION AGAINST CIVIL AVIATION INFLUENCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The modern directions of environment protection against aircraft influence in the light of International Civil Aviation Organization (IСAO) decisions have been analyzed. Modern priorities in this activity have been revealed, tendencies of development related to international and civil aviation, as well as evolution of ecological requirements to aircraft, civil aviation’s fuel efficiency increase directions and alternative fuels, problems of aviation noise impact on habitat have been considered.

Keywords:
civil aviation, environment, fuel efficiency, alternative fuels, noise, ecological requirements.
Text
Publication text (PDF): Read Download

1. Введение

Перед лицом обновляющихся угроз и вызовов возросла уязвимость международного сообщества в целом и каждого человека в отдельности. Одним из важнейших требований общества в XXI в. стало обеспечение экологической безопасности – состояния защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций и их последствий [1]. 

Авиация всегда относилась к числу наиболее технологически сложных отраслей деятельности человека, и за годы её существования у людей справедливо укрепилось мнение, что она использует самые передовые достижения науки и техники. Однако экологические требования на первых этапах развития авиаперевозок (начало и середина ХХ в.) были ограничены пожеланием снизить шум вблизи аэродромов [2, 3].

2. Эволюция экологических требований к деятельности авиации

К концу ХХ в. значимость экологических показателей деятельности любой отрасли экономики возросла очень сильно, поэтому в гражданской авиации (ГА) эти требования приблизились к главному требованию общества, предъявляемому к воздушному транспорту, – обеспечить безопасность полётов, то есть выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей. Сегодня традиционное восприятие понятия «безопасность полётов» расширилось настолько, что одна из концепций интерпретирует его понимание как недопущение потерь в результате авиапроисшествий в виде человеческих жертв и/или нанесения ущерба имуществу и окружающей среде (ОС).

Наличие и значимость первых экологических проблем, вызываемых шумом в районе аэропортов, были осознаны еще в 1960-х гг. На 16-й ассамблее Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 1968 г. было принято решение разработать первые международные отраслевые (для гражданской авиации) экологические стандарты. Такие стандарты в виде двухх томов Приложения 16 к чикагской Конвенции о международной ГА [4] были созданы и в настоящее время ими пользуется всё авиационное сообщество.

References

1. Nikolaykin N.I., Nikolaykina N.E., Matyagin A.M. Noksologiya. Ucheb. posobie. M.: MGTU GA, 2013. – 56 s.

2. Aviation and Global Atmosphere. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – 350 p.

3. Nikolaykina N.E., Nikolaykin N.I., Matyagina A.M. Promyshlennaya ekologiya. Inzhenernaya zashchita biosfery ot vozdeystviya vozdushnogo transporta. Ucheb. posobie. M.: IKTs «Akademkniga», 2006. – 240 s.

4. Mezhdunarodnye standarty i rekomenduemaya praktika. Okhrana okruzhayushchey sredy. Prilozhenie 16 k Konventsii o mezhdunarodnoy grazhdanskoy aviatsii. (Environmental protection. Annex 16 to the Convention on International Civil Aviation). Izd. 5-e (s posl. popravkami). – Monreal', Kvebek, Kanada, 2005.

5. Mel'nikov B.N., Bol'shunov Yu.A., Nikolaykin N.I. Perspektivy sozdaniya maloshumnykh samoletov grazhdanskoy aviatsii. Bezopasnost' v tekhnosfere. – 2010. – № 2. – S. 32–37.

6. Nyneshnie i budushchie tendentsii v oblasti aviatsionnogo shuma i emissii aviatsionnykh dvigateley. Dokument IKAO A37-WP/26. – Monreal': 21/7/10. – 10 s.

7. Shapkin V.S. Sostoyanie i prognoz obnovleniya parka VS v Rossii: Doklad na plenarnom zasedanii MNTK «GA na sovremennom etape razvitiya nauki, tekhniki i obshchestva», posvyashchennoy 90-letiyu GA. M.: MGTU GA, 24.04.2013 g.

8. Nikolaykin N.I., Taranichev A.A. K voprosu umen'sheniya vybrosa parnikovykh gazov pri aviaperevozkakh. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. – 2012. – T. 14, № 1(3). – S. 779–783.

9. Svodnoe zayavlenie o postoyannoy politike i praktike IKAO v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy. Obshchie polozheniya, aviatsionnyy shum i mestnoe kachestvo vozdukha: Rezolyutsiya A37–18. Dok. 9958, Ch. 1. Monreal': IKAO, 2011. – S. 62–78.

10. Svodnoe zayavlenie o postoyannoy politike i praktike IKAO v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy. Izmenenie klimata: Rezolyutsiya A37–19. Dok. 9958, Ch. 1, Monreal': IKAO, 2011. – S. 78–86.

11. Samoylov I.A., Stradomskiy O.Yu., Shapkin V.S. Razvitie parka samoletov rossiyskikh aviakompaniy. Nauchnyy vestnik GosNII GA. № 2, 2012. – S. 7–14.

12. Svodnoe zayavlenie o postoyannoy politike i praktike IKAO v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy. Izmenenie klimata: Rabochiy dokument IKAO A37-WP/25. – Monreal': IKAO, 2010. – 4 c.

13. Aviatsiya i al'ternativnye vidy aviatsionnogo topliva Rabochiy dokument A37-WP/23, Monreal': IKAO, 2010.

14. Babisch W., Kamp I. van. Guidelines for community noise impact assessment and mitigation. Final report //. I-INCE Publication. 2011. N 11–1. March. 54 p.

15. Jarup L. et al. Hypertension and exposure to noise near airports: the HYENA study (Gipertoniya i vozdeystvie shuma vblizi aeroportov: issledovaniya po programme HYENA). Environ. Health Perspect., 2008, March, Vol. 116, N 3. R. 329–333.

16. Bol'shunov Yu.A., Mel'nikov B.N., Nikolaykin N.I. Otsenka riskov zdorov'yu naseleniya i letnogo sostava grazhdanskoy aviatsii pri vozdeystvii shuma i vybrosov zagryaznyayushchikh veshchestv. Nauchnyy vestnik MGTU GA. 2013. – S. 63–72.

17. Noise Certification Database. ICAO. http://noisedb.stac.aviation-civile.gouv.fr/find.php.

Login or Create
* Forgot password?