Москва, Россия
Проанализированы современные направления защиты окружающей среды от воздействия авиации в свете решений Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Выявлены современные приоритеты в этой деятель- ности, рассмотрены тенденции в развитии международной и гражданской авиации, эволюция экологических требований к авиации, направления повышения топливной эффективности гражданской авиации и альтернативное топливо, проблемы воздействия на среду обитания авиационного шума.
гражданская авиация, окружающая среда, топливная эффективность, альтернативное топливо, шум, экологические требования
1. Введение
Перед лицом обновляющихся угроз и вызовов возросла уязвимость международного сообщества в целом и каждого человека в отдельности. Одним из важнейших требований общества в XXI в. стало обеспечение экологической безопасности – состояния защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций и их последствий [1].
Авиация всегда относилась к числу наиболее технологически сложных отраслей деятельности человека, и за годы её существования у людей справедливо укрепилось мнение, что она использует самые передовые достижения науки и техники. Однако экологические требования на первых этапах развития авиаперевозок (начало и середина ХХ в.) были ограничены пожеланием снизить шум вблизи аэродромов [2, 3].
2. Эволюция экологических требований к деятельности авиации
К концу ХХ в. значимость экологических показателей деятельности любой отрасли экономики возросла очень сильно, поэтому в гражданской авиации (ГА) эти требования приблизились к главному требованию общества, предъявляемому к воздушному транспорту, – обеспечить безопасность полётов, то есть выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей. Сегодня традиционное восприятие понятия «безопасность полётов» расширилось настолько, что одна из концепций интерпретирует его понимание как недопущение потерь в результате авиапроисшествий в виде человеческих жертв и/или нанесения ущерба имуществу и окружающей среде (ОС).
Наличие и значимость первых экологических проблем, вызываемых шумом в районе аэропортов, были осознаны еще в 1960-х гг. На 16-й ассамблее Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 1968 г. было принято решение разработать первые международные отраслевые (для гражданской авиации) экологические стандарты. Такие стандарты в виде двухх томов Приложения 16 к чикагской Конвенции о международной ГА [4] были созданы и в настоящее время ими пользуется всё авиационное сообщество.
1. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Матягин А.М. Ноксология. Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2013. – 56 с.
2. Aviation and Global Atmosphere. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – 350 p.
3. Николайкина Н.Е., Николайкин Н.И., Матягина А.М. Промышленная экология. Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта. Учеб. пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 240 с.
4. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружающей среды. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. (Environmental protection. Annex 16 to the Convention on International Civil Aviation). Изд. 5-е (с посл. поправками). – Монреаль, Квебек, Канада, 2005.
5. Мельников Б.Н., Большунов Ю.А., Николайкин Н.И. Перспективы создания малошумных самолётов гражданской авиации // Безопасность в техносфере. – 2010. – № 2. – С. 32–37.
6. Нынешние и будущие тенденции в области авиационного шума и эмиссии авиационных двигателей. Документ ИКАО А37-WP/26. – Монреаль: 21/7/10. – 10 с.
7. Шапкин В.С. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России: Доклад на пленарном заседании МНТК «ГА на современном этапе развития науки, техники и общества», посвященной 90-летию ГА. М.: МГТУ ГА, 24.04.2013 г.
8. Николайкин Н.И., Тараничев А.А. К вопросу уменьшения выброса парниковых газов при авиаперевозках // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – Т. 14, № 1(3). – С. 779–783.
9. Сводное заявление о постоянной политике и практике ИКАО в области охраны окружающей среды. Общие положения, авиационный шум и местное качество воздуха: Резолюция А37–18. Док. 9958, Ч. 1. Монреаль: ИКАО, 2011. – С. 62–78.
10. Сводное заявление о постоянной политике и практике ИКАО в области охраны окружающей среды. Изменение климата: Резолюция А37–19. Док. 9958, Ч. 1, Монреаль: ИКАО, 2011. – С. 78–86.
11. Самойлов И.А., Страдомский О.Ю., Шапкин В.С. Развитие парка самолётов российских авиакомпаний // Научный вестник ГосНИИ ГА. № 2, 2012. – С. 7–14.
12. Сводное заявление о постоянной политике и практике ИКАО в области охраны окружающей среды. Изменение климата: Рабочий документ ИКАО А37-WP/25. – Монреаль: ИКАО, 2010. – 4 c.
13. Авиация и альтернативные виды авиационного топлива Рабочий документ А37-WP/23, Монреаль: ИКАО, 2010.
14. Babisch W., Kamp I. van. Guidelines for community noise impact assessment and mitigation. Final report //. I-INCE Publication. 2011. N 11–1. March. 54 p.
15. Jarup L. et al. Hypertension and exposure to noise near airports: the HYENA study (Гипертония и воздействие шума вблизи аэропортов: исследования по программе HYENA). Environ. Health Perspect., 2008, March, Vol. 116, N 3. Р. 329–333.
16. Большунов Ю.А., Мельников Б.Н., Николайкин Н.И. Оценка рисков здоровью населения и лётного состава гражданской авиации при воздействии шума и выбросов загрязняющих веществ // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. – С. 63–72.
17. Noise Certification Database. ICAO. http://noisedb.stac.aviation-civile.gouv.fr/find.php.