Velikiy Novgorod, Russian Federation
In article semiotics basics of process of development of visual and advertizing communications are covered. Concepts of a sign, a symbol, a code are concretized. Types of coding and decoding are analyzed. The new version of tables of emotional characteristics of lines and elementary figures is offered. Schematic diagrams of vizualyalny communication in relation to advertizing communication are considered. The technique of creation of an advertizing logo on the basis of semantic and semiotics fields, a design key and decoding from it various options is offered. The example of concrete development is presented.
semiotics, sign, symbol, coding of information, advertizing, visual communication.
Введение
Семиотика сформировалась в начале XX в. и с самого начала представляла собой метанауку, особую надстройку над целым рядом наук, умений, толкований, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию, статус семиотики как какой-то суммы знаний остается дискуссионным [1, с.4]. На сегодняшний день интересы семиотики распространяются на многие виды человеческой коммуникации, на информационные и социальные процессы.
Во многих отраслях знаний и человеческой деятельности привлечение семиотики способствовало появлению новых теорий, гипотез, моделей. Особенно впечатляющие результаты – от использования методов и канонов семиотики в лингвистике, языкознании, культурологии, кибернетике.
Однако в такой важнейшей сфере человеческой деятельности, как коммуникативистика, потенциал семиотики используется недостаточно и, как правило, на уровне общих рассуждений. Под коммуникативистикой следует понимать, согласно О.Я. Гойхману, «специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [2, с. 2]. Основными проявлениями визуальных коммуникаций являются многие виды рекламы, визуальные искусства (кино, живопись), плакатно-афишная продукция и др. Важность научного изучения визуальных форм общения сомнений не вызывает. Визуальные метафоры и визуальные образы лежат в основе успешного развития рекламы, Интернета и многих видов искусств. Целью настоящей работы является рассмотрение перспектив использования семиотики в визуально-рекламных коммуникациях.
1. Krejdin G.E., Krontauz M.A. Semiotika ili azbuka obshhenija. [Semiotics or alphabet of communication.] Moscow, «Flinta», «Nauka» Publ., 2004. 242 p.
2. Gojhman O.Ja., Nadeina T.M. Rechevaja kommunikacija. [Speech communication]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003. 272 p.
3. Krejdlin G.E. Neverbal’naja semiotika. [Nonverbal semiotics]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2004. 581 p.
4. Sklizkova E.V. Semiotika [Semiotics]. Moscow, Gosud. akademija slavjanskoj kul’tury Publ., 2006. 198 p.
5. Uspenskij B.A. Semiotika iskusstva. [Art semiotics]. Moscow, Jazyki russkoj kul’tury Publ., 1998. 357 p.
6. Shrejder Ju.A. Logika znakovyh system. [Logic of sign systems]. Moscow, Izd. Dom Librokom Publ., 2010. 64 p.
7. Kuz’menko S.N., Burchikova E.A. Semiotika reklamy. [Advertizing semiotics]. Velikij Novgorod, Novgorodskij gosudarstvennyj universitet imeni Jaroslava Mudrogo Publ., 2006. 68 p.
8. Pendikova I.G., Rakitina L.S. Arhetip i simvol v reklame. [Archetype and symbol in advertizing]. Moscow, JuNITI Publ., 2008. 304 p.
9. Iovleva V.I. Arhitekturno-kompozicionnoe formoobrazovanie [Architectural and composite shaping]. Ekaterinburg, Arhitekton Publ., 2000. 366 p.
10. Art of design – with the computer and without. Moscow, KUDITs – the IMAGE, 2004. 208 p.
11. Berdichevskij E.G. Visualization of verbal information in advertizing technologies. Informatizacija i svjaz’ (TRIS-2011) [Informatization and communication (TRIS-2011)]. 2011. I. 3. pp. 45–48. (in Russian)