Великий Новгород, Россия
В статье рассматриваются семиотические основы процесса разработки визуально-рекламных коммуникаций. Конкретизируются понятия знака, символа, кода. Анализируются виды кодирования и декодирования. Предложен новый вариант таблиц эмоциональных характеристик линий и элементарных фигур. Рассмотрены принципиальные схемы визуальной коммуникации применительно к рекламному общению. Предложена методика построения рекламного фирменного знака на основе семантических и семиотических полей, проектного ключа и декодирования из него всевозможных вариантов. Представлен пример конкретной разработки.
семиотика, знак, символ, кодирование информации, реклама, визуальная коммуникация.
Введение
Семиотика сформировалась в начале XX в. и с самого начала представляла собой метанауку, особую надстройку над целым рядом наук, умений, толкований, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию, статус семиотики как какой-то суммы знаний остается дискуссионным [1, с.4]. На сегодняшний день интересы семиотики распространяются на многие виды человеческой коммуникации, на информационные и социальные процессы.
Во многих отраслях знаний и человеческой деятельности привлечение семиотики способствовало появлению новых теорий, гипотез, моделей. Особенно впечатляющие результаты – от использования методов и канонов семиотики в лингвистике, языкознании, культурологии, кибернетике.
Однако в такой важнейшей сфере человеческой деятельности, как коммуникативистика, потенциал семиотики используется недостаточно и, как правило, на уровне общих рассуждений. Под коммуникативистикой следует понимать, согласно О.Я. Гойхману, «специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [2, с. 2]. Основными проявлениями визуальных коммуникаций являются многие виды рекламы, визуальные искусства (кино, живопись), плакатно-афишная продукция и др. Важность научного изучения визуальных форм общения сомнений не вызывает. Визуальные метафоры и визуальные образы лежат в основе успешного развития рекламы, Интернета и многих видов искусств. Целью настоящей работы является рассмотрение перспектив использования семиотики в визуально-рекламных коммуникациях.
1. Крейдин Г.Е. Семиотика или азбука общения [Текст] / Г.Е. Крейдин, М.А. Кронтауз. – М.: Флинта, Наука, 2004.
2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика [Текст] / Г.Е. Крейдлин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.
4. Склизкова Е.В. Семиотика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Склизкова. – М.: Гос. академия славянской культуры, 2006.
5. Успенский Б.А. Семиотика искусства [Текст] / Б.А. Успенский. – М.: Языки русской культуры, 1998.
6. Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем [Текст] / Ю.А. Шрейдер. – М.: Либроком, 2010.
7. Семиотика рекламы [Текст]: учебно-методическое пособие; сост. С.Н. Кузьменко, Е.А. Бурчикова. – Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2006.
8. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе [Текст] / И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина. – М.: ЮНИТИ, 2008.
9. Архитектурно-композиционное формообразование [Текст]: учеб. пособие; под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2000.
10. Кендра Э. Искусство дизайна – с компьютером и без [Текст] / Э. Кендра; пер. с англ. – М.: Кудиц-Образ, 2004.
11. Бердичевский Е.Г. Визуализация вербальной информации в рекламных технологиях [Текст] / Е.Г. Бердичевский // Информатизация и связь (ТРИС-2011). – 2011. – № 3. – С. 45–48.