The paper shoes how the culture of teacher’s didactic communicative impact helps provide the best conditions for successful facilitative play education.
game, didactic game, facilitation, didactic communicative impact (DCI), facilitative didactic game (FDG), facilitative play education (FPT).
Одним из приоритетных направлений модернизации современной образовательной системы является гармонизация образования. Происходит поиск новых типов образовательных учреждений, концепций, развивающих технологий обучения, а также форм управления деятельностью с целью обучения.
Повышение качества современного образования предполагает обращение к личности обучающегося, развитие его личностных качеств, т.е. формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой глобальной задачи требует иного подхода к обучению и развитию школьников, организации их учебной и игровой деятельности под управлением учителя. Прежде всего, это означает отказ от авторитарного подхода в образовании.
Государственный стандарт нацеливает современного педагога на развивающее обучение, т.е. обогащение ребенка не только знаниями, но и способами умственной деятельности, на формирование у школьников познавательной активности и способности к рефлексии.
Сегодня необходим поиск средств, определяющих эффективность влияния учителя на учеников. Ученые, занимаясь данной проблемой, справедливо отмечают, что одним из путей ее решения является культура взаимодействия субъектов общения. Доказано, что потребность в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений с учениками, их родителями, коллегами и администрацией. Коммуникативная культура необходима учителю для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, продуктивного решения задач обучения, воспитания и развития субъектов воздействия. Поэтому аспекты формирования профессиональной компетентности современного учителя нельзя изучать в отрыве от коммуникативной компетентности педагога и его коммуникативной культуры.
Цель данной статьи — показать, как при помощи культуры дидактического воздействия (ДКВ) учителя качественно и эффективно обеспечить фасилитативное игровое обучение (ФИО).
По терминологии С.Я. Ромашиной, ДКВ — это эффективное средство организации и управления процессом обучения через общение (коммуникацию).
1. Gazman O.S., Kharitonova N.E. V shkolu — s igroy. — M.: Prosveshchenie, 1991.
2. Gorlova N.A. Lichnostno-deyatel'nostnyy metod obucheniya inostrannym yazykam doshkol'nikov, mladshikh shkol'nikov i podrostkov. Teoreticheskie osnovy: uchebnoe posobie. — M.: MGPU, 2010.
3. Kodzhaspirova G.M. Slovar' psikhologo-pedagogicheskiy: Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy. — M. Ekon-Inform, 2010.
4. Lendret G.L. Igrovaya terapiya: iskusstvo otnosheniy. — M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1994.
5. Mendzheritskaya D.V. Vospitatelyu o detskoy igre / pod redaktsiey T.A. Markovoy. — Moskva: «Prosveshchenie», 1982.
6. Romashina S.Ya. Kul'tura didakticheskogo kommunikativnogo vozdeystviya pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov. — M.: Izd-vo URAO, 2005.
7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii, 1998. http://nashol.com/2012091567010/sovremennieobrazovatelnie-tehnologii-selevko-g-k-1998.html
8. Ushinskiy K.D.. Izbr. ped. soch. v 2-kh tomakh. — M.: Pedagogika, 1974. — T. 1. Chelovek kak predmet vospitaniya.
9. Ekzyuperi A. Malen'kiy prints. http://www.myshared.ru/slide/364906/
10. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st038.shtml