В данной статье показано, как при помощи культуры дидактического коммуникативного воздействия (ДКВ) учителя качественно и эффективно обеспечить фасилитативное игровое обучение (ФИО).
игра; дидактическая игра; фасилитация; дидактическое коммуникативное воздействие (ДКВ); фасилитативная дидактическая игра (ФИО); фасилитативное игровое обучение (ФИО).
Одним из приоритетных направлений модернизации современной образовательной системы является гармонизация образования. Происходит поиск новых типов образовательных учреждений, концепций, развивающих технологий обучения, а также форм управления деятельностью с целью обучения.
Повышение качества современного образования предполагает обращение к личности обучающегося, развитие его личностных качеств, т.е. формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой глобальной задачи требует иного подхода к обучению и развитию школьников, организации их учебной и игровой деятельности под управлением учителя. Прежде всего, это означает отказ от авторитарного подхода в образовании.
Государственный стандарт нацеливает современного педагога на развивающее обучение, т.е. обогащение ребенка не только знаниями, но и способами умственной деятельности, на формирование у школьников познавательной активности и способности к рефлексии.
Сегодня необходим поиск средств, определяющих эффективность влияния учителя на учеников. Ученые, занимаясь данной проблемой, справедливо отмечают, что одним из путей ее решения является культура взаимодействия субъектов общения. Доказано, что потребность в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений с учениками, их родителями, коллегами и администрацией. Коммуникативная культура необходима учителю для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, продуктивного решения задач обучения, воспитания и развития субъектов воздействия. Поэтому аспекты формирования профессиональной компетентности современного учителя нельзя изучать в отрыве от коммуникативной компетентности педагога и его коммуникативной культуры.
Цель данной статьи — показать, как при помощи культуры дидактического воздействия (ДКВ) учителя качественно и эффективно обеспечить фасилитативное игровое обучение (ФИО).
По терминологии С.Я. Ромашиной, ДКВ — это эффективное средство организации и управления процессом обучения через общение (коммуникацию).
1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой. — М.: Просвещение, 1991.
2. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. — М.: МГПУ, 2010.
3. Коджаспирова Г.М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. — М. Экон-Информ, 2010.
4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / под редакцией Т.А. Марковой. — Москва: «Просвещение», 1982.
6. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Изд-во УРАО, 2005.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, 1998. http://nashol.com/2012091567010/sovremennieobrazovatelnie-tehnologii-selevko-g-k-1998.html
8. Ушинский К.Д. // Избр. пед. соч. в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. Человек как предмет воспитания.
9. Экзюпери А. Маленький принц // http://www.myshared.ru/slide/364906/
10. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st038.shtml