Abstract and keywords
Abstract (English):
The issues related to the definition of «quality of education» concept and several approaches developed in the area of education quality management are outlined. The analytical review of academic pedagogical literature is given. The concepts presented are treated with respect to their practical applicability within the existing educational systems. The ways to arrange potential problems are suggested.

Keywords:
quality of education, process-based approach, system approach, program and target approach, synergetic approach, reflexive approach, situational approach, to education quality management.
Text

В настоящее время проблема качества образования обозначена как противоречие между потребностями общества, экономики, производства и системой образования, которая не может удовлетворить эти потребности. Соответственно, согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы стратегической целью государственной политики является повышение доступности качества образования.

Подходы к определению качества образования Г.В. Гутник систематизировала следующим образом [7]:

  • интуитивное или эмпирическое определение качества образования, которым пользуются родители при выборе образовательных услуг;
  • формально-отчетное определение процента успевающих на «хорошо» и «отлично» при общем уровне успеваемости;
  • дидактическое определение уровня обученности на основе тестовых технологий;
  • психолого-дидактическое;
  • педагогическое определение качества образования, включающее оценку воспитанности;
  • процессуальное — оценка качества образования по параметрам учебного процесса;
  • комплексное — в оценку качества образования включается материально-техническая база, кадровый состав, программы, методы и формы работы;
  • определение качества образования осуществляется через введение новых категорий, носящих интегрированный характер, компетенция, грамотность, образованность;
  • методологическое определение качества образования как соотношения операционально заданной цели и результата.

В различных научных школах существуют различные определения понятия «качество образования». Мы понимаем под качество образования социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [7, 8].

Качество образования включает:

  • качество цели;
  • качество процесса формирования компетенций;
  • качество результата образования.
References

1. Zlobin E.V., Mishchenko S.V., Gerasimov B.I. Upravlenie kachestvom v obrazovatel'noy organizatsii. — Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2004. — 88 s.

2. Ignatova V.A. Pedagogicheskie aspekty sinergetiki. Pedagogika. — № 8. — 2001. — S. 26—31.

3. Konarzhevskiy Yu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie. — M.: Tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 2000.

4. Litvak B.G. Razrabotka upravlencheskogo resheniya. — M.: Delo, 2005.

5. Teoriya upravleniya: uchebnik / pod obshch. red. A.L. Gaponenko. — M.: Izd-vo RAGS, 2003.

6. Shamova T.I., Tret'yakov P.I., Kapustin N.P. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami / pod red. T.I. Shamovoy. — M.: Gumanit. Izd. tsentr VLADOS, 2002.

7. Shishov S.E., Kal'ney V.A., Girba E.Yu. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo protsessa v shkole: monografiya. — M.: INFRA-M, 2013.

8. Shishov S.E., Kal'ney V.A. Monitoring kachestva obrazovaniya v shkole. — M.: Rossiyskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1998.

Login or Create
* Forgot password?