В статье освещаются вопросы, связанные с определе-нием понятия «качество образования», рассматриваются некоторые методологические подходы к управлению качеством образования, анализируется научно-педагогическая литература по указанной проблеме, представленные концепции трактуются с точки зрения практической реализации в образовательных системах, намечены пути преодоления возможных затруднений.
качество образования; процессный, системный, программно-целевой, синергетический, рефлексивный, ситуационный подходы к управлению качеством образования.
В настоящее время проблема качества образования обозначена как противоречие между потребностями общества, экономики, производства и системой образования, которая не может удовлетворить эти потребности. Соответственно, согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы стратегической целью государственной политики является повышение доступности качества образования.
Подходы к определению качества образования Г.В. Гутник систематизировала следующим образом [7]:
- интуитивное или эмпирическое определение качества образования, которым пользуются родители при выборе образовательных услуг;
- формально-отчетное определение процента успевающих на «хорошо» и «отлично» при общем уровне успеваемости;
- дидактическое определение уровня обученности на основе тестовых технологий;
- психолого-дидактическое;
- педагогическое определение качества образования, включающее оценку воспитанности;
- процессуальное — оценка качества образования по параметрам учебного процесса;
- комплексное — в оценку качества образования включается материально-техническая база, кадровый состав, программы, методы и формы работы;
- определение качества образования осуществляется через введение новых категорий, носящих интегрированный характер, компетенция, грамотность, образованность;
- методологическое определение качества образования как соотношения операционально заданной цели и результата.
В различных научных школах существуют различные определения понятия «качество образования». Мы понимаем под качество образования социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [7, 8].
Качество образования включает:
- качество цели;
- качество процесса формирования компетенций;
- качество результата образования.
1. Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. Управление качеством в образовательной организации. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 88 с.
2. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. — № 8. — 2001. — С. 26—31.
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
4. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. — М.: Дело, 2005.
5. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко. — М.: Изд-во РАГС, 2003.
6. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография. — М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.