student
Russian Federation
The characteristic features of competitive environment in the sphere of vocational education are discussed. The author extrapolates the main trends specific to the training of competitive specialists on vocational education.
vocational education, competitive environment, optimization, standardization, formal / nonformal education, paradigm.
Повышение степени конкуренции на рынке образовательных услуг поступательно растет по всем уровням, и появление новых форм уже способно потеснить традиционные. Если высшее образование закономерно обладает преимуществом перед среднем профессиональным образованием (СПО) по уровню и статусу государственного диплома, то при внутрикорпоративном обучении часто даже нет документа о прохождении такового, оно имеет лишь условную ценность внутри организации. Для работодателя это путь удешевления процесса подготовки специалиста только с теми компетенциями, которые ему действительно необходимы в повседневной практике. Переучивание выходит гораздо дороже, и качественные характеристики «продукта внутреннего обучения» становятся более проверяемой категорией. Мы наблюдаем новый виткок в отношениях бизнеса и образования, когда традиционные парадигмы исчерпали ресурс централизованно-государственного развития без учета рыночных запросов.
Современная парадигма развития успешного бизнеса — повседневная работа по оптимизации затрат, приведению в унифицированное состояние всего жизненного цикла товара или услуги, что способно долгосрочно определять устойчивое состояние их качества. Даже в стратегическом менеджменте стало большее внимание уделяться внутренним факторам успеха бизнеса, значение которых ранее недооценивалось и позиционирование компании сводилось к простому своду показателей по эффективному производству, где человеческий фактор выступал простым механизмом, каждый элемент которого может быть заменен в любой момент времени без существенных потерь.
Состояние конкуренции в среде профессионального образования значительно усилилось расширением позиций высшего образования и присоединением непрофильных структур к процессу подготовки кадров (внутрикорпоративное обучение, короткие профессиональные курсы, тренинги и др.). Роль последних является экономически оправданным шагом со стороны работодателя, для которого и происходит фактическая подготовка кадров.
1. Ananchenkova P.I. Aktual'nye problemy konkurentosposobnosti obrazovatel'nykh uslug. Vestnik Universiteta (GUU). — 2009. — № 1.
2. Kafidov V.V. Upravlenie chelovecheskimi resursami: uchebnoe posobie. — Standart tret'ego pokoleniya. — SPb.: Piter, 2012.
3. Afanas'ev M.P. Korporativnoe upravlenie na rossiyskikh predpriyatiyakh. — M.: Interekspert, 2009.
4. http://www.hr-portal.ru/ — soobshchestvo HR-menedzherov.
5. Shishov S.E., Kal'ney V.A., Girba E.Yu. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo protsessa v shkole: monografiya. — M.: INFRA-M, 2013.
6. Kal'ney V.A., Matveeva T.M., Mishchenko E.A., Shishov S.E. Struktura i soderzhanie proektnoy deyatel'nosti. Standarty i monitoring v obrazovanii. — 2004. — № 4. — S. 21—26.