студент
Россия
В статье раскрываются реалии конкурентной среды профессионального образования с экстраполяцией тенденций процесса подготовки квалифицированных кадров в среде ПОУ.
профессиональное образование; конкурентная среда; оптимизация; унификация; формальное (неформальное) образование; парадигма.
Повышение степени конкуренции на рынке образовательных услуг поступательно растет по всем уровням, и появление новых форм уже способно потеснить традиционные. Если высшее образование закономерно обладает преимуществом перед среднем профессиональным образованием (СПО) по уровню и статусу государственного диплома, то при внутрикорпоративном обучении часто даже нет документа о прохождении такового, оно имеет лишь условную ценность внутри организации. Для работодателя это путь удешевления процесса подготовки специалиста только с теми компетенциями, которые ему действительно необходимы в повседневной практике. Переучивание выходит гораздо дороже, и качественные характеристики «продукта внутреннего обучения» становятся более проверяемой категорией. Мы наблюдаем новый виткок в отношениях бизнеса и образования, когда традиционные парадигмы исчерпали ресурс централизованно-государственного развития без учета рыночных запросов.
Современная парадигма развития успешного бизнеса — повседневная работа по оптимизации затрат, приведению в унифицированное состояние всего жизненного цикла товара или услуги, что способно долгосрочно определять устойчивое состояние их качества. Даже в стратегическом менеджменте стало большее внимание уделяться внутренним факторам успеха бизнеса, значение которых ранее недооценивалось и позиционирование компании сводилось к простому своду показателей по эффективному производству, где человеческий фактор выступал простым механизмом, каждый элемент которого может быть заменен в любой момент времени без существенных потерь.
Состояние конкуренции в среде профессионального образования значительно усилилось расширением позиций высшего образования и присоединением непрофильных структур к процессу подготовки кадров (внутрикорпоративное обучение, короткие профессиональные курсы, тренинги и др.). Роль последних является экономически оправданным шагом со стороны работодателя, для которого и происходит фактическая подготовка кадров.
1. Ананченкова П.И. Актуальные проблемы конкурентоспособности образовательных услуг // Вестник Университета (ГУУ). — 2009. — № 1.
2. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. — Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.
3. Афанасьев М.П. Корпоративное управление на российских предприятиях. — М.: Интерэксперт, 2009.
4. http://www.hr-portal.ru/ — сообщество HR-менеджеров.
5. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография. — М.: ИНФРА-М, 2013.
6. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 4. — С. 21—26.