This article is dedicated to the key problem of modern pedagogies and teaching of modern languages: meaning of same conception: competence, competence approach in position of teaching Russian as a second language.
competence; competent; competence approach; key competences; foreign language education; linguistic portfolio.
Переход российской общеобразовательной и высшей школы на новые федеральные государственные стандарты (ФГОС-3), в том числе и по обучению иностранным языкам, служит основанием для более тщательного анализа ключевых для методики преподавания иностранных языков терминов, вынесенных в название настоящей статьи.
Термин «подход» (англ. approach) ввел в научный обиход английский методист А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь при изучении природы языка и способов овладения им. Подход в обучении выступает в качестве самой общей методологической основы при отборе содержания обучения, разработки методов, форм и средств обучения языку и иноязычной культуре в условиях языкового образования. В истории педагогики получили обоснование несколько подходов, которые используются в качестве методологической базы в различных областях знания: деятельностный подход (в психологии его основы были разработаны Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а в преподавании языков под названием личностно-деятельностный И.А. Зимней, И.Л. Бим), познавательный (когнитивный), получил обоснование в работах Б.В. Беляева, социокультурный, предложен В.В. Сафоновой [7] и получил дальнейшее развитие в поликультурном подходе к обучению иностранному языку и культуре П.В. Сысоева [10], компетентностный, разрабатывается на основе деятельностного и личностно-деятельностного подходов в работах А.В. Баранникова [1], И.А. Зимней [5], А.В. Хуторского [12].
Отличительная особенность компетентностного подхода — его направленность на личность учащегося, развитие его способностей к саморазвитию средствами изучаемой дисциплины. В соответствии с таким подходом, положенным в основу нового поколения образовательных нормативных документов, результатом деятельности учащихся должна стать не столько совокупность знаний, навыков, умений как цель полученного образования, а набор компетенций (профессиональных, общеобразовательных, общекультурных), отражающих реальную способность обучающихся самостоятельно решать поставленные задачи в различных сферах деятельности. Содержание компетентностного подхода, определяющего методологическую базу содержания современного образования, составляют формируемые в процессе обучения компетенции и компетентности, т.е. проявления компетенции в деятельности. Эти два термина (компетенция и компетентность) обозначают близкие, но не совпадающие по своему значению понятия.
1. Barannikov A.V. Soderzhanie obshchego obrazovaniya: Kompetentnostnyy podkhod. — M., 2002.
2. Shchukin A.N. Kompetentsiya ili kompetentnost'. Russkiy yazyk za rubezhom. — 2008. — № 5.
3. Evropeyskiy yazykovoy portfel' dlya starshikh klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy / N.D. Gal'skova i dr. — M., MGLU, 2001.
4. Evropeyskiy yazykovoy portfel' dlya filologov (prepodavateley yazyka, pis'mennykh i ustnykh perevodchikov) / K.M. Iriskhanova. — M.: MGLU, 2003.
5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. — 2003. — № 5.
6. Zimnyaya I.A. Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Inostrannye yazyki v shkole. — 2012. — № 6. — S. 6.
7. Safonova V.V. Sotsiokul'turnyy podkhod k obucheniyu inostrannym yazykam. — M., 1991.
8. Safonova V.V. Kommunikativnaya kompetentnost': sovremennye podkhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh. — M., 2004.
9. Surygin A.I. Osnovy teorii obucheniya na nerodnom dlya uchashchikhsya yazyke. — SPb., 2001.
10. Sysoev P.V. Kontseptsiya yazykovogo polikul'turnogo obrazovaniya: monografiya. — M., 2003.
11. Khomskiy N. Aspekty teorii sintaksisa. — M., 1972 (rus. per.); 1965 (angl.).
12. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya. Uchenie v obnovlyayushcheysya shkole. — M., 2002.
13. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics. Philadelphia, 1974.