В статье рассматриваются ключевые для современной педагогики понятия: компетенция, компетентность, компетентностный подход. Сделана попытка проанализировать названные понятия с позиции преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного, базирующихся на коммуникативном подходе к обучению и использованию в учебном процессе современных технологий.
компетенция; компетентность; компетентностный подход; ключевые компетенции; иноязычное образование; языковой портфель.
Переход российской общеобразовательной и высшей школы на новые федеральные государственные стандарты (ФГОС-3), в том числе и по обучению иностранным языкам, служит основанием для более тщательного анализа ключевых для методики преподавания иностранных языков терминов, вынесенных в название настоящей статьи.
Термин «подход» (англ. approach) ввел в научный обиход английский методист А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь при изучении природы языка и способов овладения им. Подход в обучении выступает в качестве самой общей методологической основы при отборе содержания обучения, разработки методов, форм и средств обучения языку и иноязычной культуре в условиях языкового образования. В истории педагогики получили обоснование несколько подходов, которые используются в качестве методологической базы в различных областях знания: деятельностный подход (в психологии его основы были разработаны Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а в преподавании языков под названием личностно-деятельностный И.А. Зимней, И.Л. Бим), познавательный (когнитивный), получил обоснование в работах Б.В. Беляева, социокультурный, предложен В.В. Сафоновой [7] и получил дальнейшее развитие в поликультурном подходе к обучению иностранному языку и культуре П.В. Сысоева [10], компетентностный, разрабатывается на основе деятельностного и личностно-деятельностного подходов в работах А.В. Баранникова [1], И.А. Зимней [5], А.В. Хуторского [12].
Отличительная особенность компетентностного подхода — его направленность на личность учащегося, развитие его способностей к саморазвитию средствами изучаемой дисциплины. В соответствии с таким подходом, положенным в основу нового поколения образовательных нормативных документов, результатом деятельности учащихся должна стать не столько совокупность знаний, навыков, умений как цель полученного образования, а набор компетенций (профессиональных, общеобразовательных, общекультурных), отражающих реальную способность обучающихся самостоятельно решать поставленные задачи в различных сферах деятельности. Содержание компетентностного подхода, определяющего методологическую базу содержания современного образования, составляют формируемые в процессе обучения компетенции и компетентности, т.е. проявления компетенции в деятельности. Эти два термина (компетенция и компетентность) обозначают близкие, но не совпадающие по своему значению понятия.
1. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. — М., 2002.
2. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность // Русский язык за рубежом. — 2008. — № 5.
3. Европейский языковой портфель для старших классов общеобразовательных учреждений / Н.Д. Гальскова и др. — М., МГЛУ, 2001.
4. Европейский языковой портфель для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков) / К.М. Ирисханова. — М.: МГЛУ, 2003.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
6. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 6. — С. 6.
7. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. — М., 1991.
8. Сафонова В.В. Коммуникативная компетентность: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. — М., 2004.
9. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. — СПб., 2001.
10. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: монография. — М., 2003.
11. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972 (рус. пер.); 1965 (англ.).
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Учение в обновляющейся школе. — М., 2002.
13. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics. Philadelphia, 1974.