Sankt-Peterburg, St. Petersburg, Russian Federation
Analysis of calculation of stress and strain of pavement with macadam by the method of ODN 218.046–01 is given. The main objective of strengthening local road-building materials is to identify areas of maximum stress, which should be stren-gthened with the use of geosynthetic or binding materials. As a result zones of maximum stress in the two-layer pavement are revealed. The dependences of the shear stress from the increase in the thickness of pavement with an increase in gravel or sand layers are defined.
forest road, pavement, mixtures of crushed stone, shear stress
Одним из основных наиболее важных элементов лесовозной автомобильной дороги является дорожная одежда. Именно к дорожной одежде предъявляется ряд конструктивных, технологических и эксплуатационных требований: прочность, надежность, долговечность, ровность и шероховатость поверхности, обеспечивающие высокий коэффициент сцепления и наименьшее сопротивление при движение автопоездов. В связи с этим дорожная конструкция является наиболее капиталоемким элементов дороги.
В лесной дорожной сети оправдано использование щебеночных и гравийных дорожных покрытий, обеспечивающих показатели эксплуатации подвижного состава (скорость движения, расход топлива и др.) в несколько раз лучше, чем грунтовые дороги, дороги с покрытиями из улучшенных грунтов и не существенно уступают дорогам с асфальтобетонными и чернощебеночными покрытиями, но являются более дешевыми по сравнению с последними, что создает предпосылки для дальнейшего их широкого применения в качестве лесных дорог [1].
Для снижения стоимость дорожной конструкции целесообразно использование местных дорожно-строительных материалов с применением геосинтетических или вяжущих материалов.
Основными видами деформаций конструктивных слоев дорожной одежды из щебня и гравия являются: продавливание слоев с выпучиванием материала вследствие полного разрушения структурных связей и потери несущей способности; «гребенки», колееобразование на поверхности покрытий вследствие недостаточной сопротивляемости слоя сдвигу; образование волн; внутренний износ в результате расшатывания структуры слоев, построенных по принципу расклинивания, при многократном воздействии напряжений, которые не могут быть погашены структурными связями в слое [2].
1. Zanin A.A. Otsenka tselesoobraznosti i napravleniya sovershenstvovaniya dorozhnykh odezhd lesnykh avtomobil'nykh dorog. Lesotekhnicheskiy zhurnal. Voronezh, 2011. Vyp. №2. S. 13-17.
2. Dorozhnye odezhdy iz mestnykh materialov / red. A. K. Slavutskiy. – Izd. 2-e, pererab. i dop. M.: Transport, 1977. 264 s.