This article discusses how to ensure the quality of the executive authorities and the availability of public services in the social sphere.
Public service, social service, executive power, efficiency, quality, affordability.
На протяжении последних 10 лет вопросам повышения эффективности деятельности органов власти в Российской Федерации уделяется особое внимание. Это одна из приоритетных задач реформирования сферы управления. Одним из направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» к 2018 г. уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составлять не менее 90%. Кроме того, акты, определяющие направления государственной политики в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания, в качестве приоритетных задач развития называют обеспечение доступности и качества государственных услуг в соответствующих сферах.
Правовая природа и признаки услуг в социальной сфере определены в юридической литературе. Проведенные исследования показали, что наиболее эффективными инструментами повышения качества и доступности государственных услуг являются: а) удовлетворенность получателей услуг; б) нормативное закрепление четких требований к предоставлению услуг; в) регулярный мониторинг качества предоставляемых услуг; г) эффективность деятельности органов исполнительной власти и организаций, оказывающих государственные услуги в социальной сфере.
При получении государственных услуг граждане вступают в непосредственное взаимодействие с органами государственной власти и в свою очередь оценивают работоспособность всего государственного аппарата по качеству и доступности полученных услуг. Поэтому самым важным индикатором предоставляемых государственных услуг является мнение граждан.
Во исполнение подп. «и» п. 2 Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 утверждены Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей (далее — Правила оценки).
Согласно указанному документу установлены такие критерии качества предоставления государственных услуг, как: а) время предоставления государственных услуг; б) время ожидания в очереди при получении государственных услуг; в) вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственных услуг; г) комфортность условий в помещении, в котором предоставлены государственные услуги; д) доступность информации о порядке предоставления государственных услуг.
1. Eremina O. Yu. Pravovye kriterii rezul'tativnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti v zarubezhnykh stranakh// Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2012. № 6.
2. Publichnye uslugi i pravo: nauch.-prakt. posobie / pod red. Yu. A. Tikhomirova. M., 2007.
3. Putilo N. V. K voprosu o prirode sotsial'nykh uslug. Zhurnal rossiyskogo prava. 2006. № 4.
4. Putilo N. V. Publichnye uslugi: mezhdu doktrinal'nym ponimaniem i praktikoy normativnogo zakrepleniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. № 6.
5. Tereshchenko L. K. Uslugi: gosudarstvennye, publichnye, sotsial'nye. Zhurnal rossiyskogo prava. 2004. № 10.
6. Tikhomirov Yu. A. Deystvie zakona. M., 1992.
7. Tikhomirov Yu. A. Pravoprimenenie: ot stikhiynosti k sisteme. Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. № 12.