A need related to organization of dialogical interactions within educational process at the higher school for achievement of personhood of students as subjects of social and professional communication has been shown in this paper. Intentionality concept provisions are considered as methodological justification of dialogue organization within teaching and educational process. The attention to consideration of intensions influence to students’ communicative competence development and increase of pedagogical communications efficiency has been paid. Some approaches related to organization of dialogical interactions in the teaching and educational process, directed on formation of intentional communications and promoting development of students’ communicative competence have been considered.
dialogical interactions, intentionality, communicative competence, intentional activity.
В соответствии с современными тенденциями общественного развития важнейшим направлением деятельности вузов, наряду с развитием профессиональных качеств будущих специалистов, является воспитание свободной, активной, творческой личности обучающегося. Большое внимание должно уделяться развитию коммуникативной компетенции, готовности налаживать и поддерживать диалогические отношения с другими людьми, то есть быть эффективным участником социальной и профессиональной коммуникации. Реализация поставленной цели возможна при условии построения учебновоспитательного процесса на основе диалогического общения субъектов педагогической системы.
Подчеркнем, что диалогические отношения основываются на участии, заинтересованности, взаимодоверии, взаимоуважении участников общения и характеризуются их активностью и интенциональностью.
Понятие «интенциональность» (от лат. intentio — стремление, намерение, цель) характеризует направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Появившись еще в средневековой философии, в XIX в. это понятие активно использовалось Ф. Брентано для описания психических переживаний, а позднее стало главной категорией феноменологии Э. Гуссерля, который объявил интенциональность фундаментальным свойством феноменологического сознания, формирующим его смысловую структуру. В феноменологической философской школе под интенциональностью понимается активность сознания, направленная на формирование значений и смыслов, которые конституируют временнóй континуум мира личности и представляют собой «подлинную субъективность».
Представители экзистенциального направления в философии полагали, что интенциональность представляет собой отношения в четырех «пространствах»: в пространстве Жизни, в пространстве Культуры, а также в пространствах, условно обозначаемых как «Я сам» и «Другой человек». Человек оказывается перед необходимостью осуществления экзистенциальных выборов, которые, в свою очередь, опосредуются интенциональными особенностями интерпретации бытия. В психологии под интенциональностью понимают структуру, определяющую смысл переживания. Она составляет основу сознания и рассматривается как фундаментальные отношения сознания и мира, в которых реальность интерпретируется.
1. Aleksandrov E.P., Zybina N.E. O metodike organizatsii dialogicheskikh vzaimodeystviy v protsesse prepodavaniya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v vysshey shkole. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie». 2006. № 10. S. 183–190.
2. Gusserl' E. Logicheskie sledovaniya. T. 2. Gl. 1. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_10/01.htm/
3. Dridze T.M. Ot germenevtiki k semiosotsiopsikhologii: ot «tvorcheskogo» tolkovaniya teksta k ponimaniyu kommunikativnoy intentsii avtora. Sotsial'naya kommunikatsiya i sotsial'noe upravlenie v ekoantropotsentricheskoy i semiosotsiopsikhologicheskoy paradigmakh. Kn. 2. M.: IS RAN, 2000. S.115–138.
4. Dridze T.M. Sotsial'naya kommunikatsiya kak tekstovaya deyatel'nost' v semiosotsiopsikhologii. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1996. № 3. S. 145–152.
5. Sergodeeva E.A. Idei fenomenologicheskoy filosofii v teorii i praktike sovremennogo obrazovaniya. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2003. № 35. S. 25–32.
6. Martin Buber on Education. URL: http://www.infed.org/thinkers/et-buber.htm/