К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показана необходимость организации диалогических взаимодействий в рамках образовательного процесса в высшей школе для становления личности обучающихся как субъектов социальной и профессиональной коммуникации. Положения концепции интенциональности рассматриваются в качестве методологического обоснования организации диалога в рамках учебно-воспитательного процесса. Уделено внимание рассмотрению влияния интенций на развитие коммуникативной компетенции студентов и повышение эффективности педагогических коммуникаций. Рассмотрены некоторые способы организации диалогических взаимодействий в учебно-воспитательном процессе, направленные на формирование интенциональных связей и способствующие развитию коммуникативной компетенции студентов.

Ключевые слова:
диалогические взаимодействия, интенциональность, коммуникативная компетенция, интенциональная активность.
Текст

В соответствии с современными тенденциями общественного развития важнейшим направлением деятельности вузов, наряду с развитием профессиональных качеств будущих специалистов, является воспитание свободной, активной, творческой личности обучающегося. Большое внимание должно уделяться развитию коммуникативной компетенции, готовности налаживать и поддерживать диалогические отношения с другими людьми, то есть быть эффективным участником социальной и профессиональной коммуникации. Реализация поставленной цели возможна при условии построения учебновоспитательного процесса на основе диалогического общения субъектов педагогической системы. 

Подчеркнем, что диалогические отношения основываются на участии, заинтересованности, взаимодоверии, взаимоуважении участников общения и характеризуются их активностью и интенциональностью. 

Понятие «интенциональность» (от лат. intentio — стремление, намерение, цель) характеризует направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Появившись еще в средневековой философии, в XIX в. это понятие активно использовалось Ф. Брентано для описания психических переживаний, а позднее стало главной категорией феноменологии Э. Гуссерля, который объявил интенциональность фундаментальным свойством феноменологического сознания, формирующим его смысловую структуру. В феноменологической философской школе под интенциональностью понимается активность сознания, направленная на формирование значений и смыслов, которые конституируют временнóй континуум мира личности и представляют собой «подлинную субъективность». 

Представители экзистенциального направления в философии полагали, что интенциональность представляет собой отношения в четырех «пространствах»: в пространстве Жизни, в пространстве Культуры, а также в пространствах, условно обозначаемых как «Я сам» и «Другой человек». Человек оказывается перед необходимостью осуществления экзистенциальных выборов, которые, в свою очередь, опосредуются интенциональными особенностями интерпретации бытия. В психологии под интенциональностью понимают структуру, определяющую смысл переживания. Она составляет основу сознания и рассматривается как фундаментальные отношения сознания и мира, в которых реальность интерпретируется.

Список литературы

1. Александров Е.П., Зыбина Н.Е. О методике организации диалогических взаимодействий в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе // Вестник Российского нового университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2006. № 10. С. 183–190.

2. Гуссерль Э. Логические следования. Т. 2. Гл. 1. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_10/01.htm/

3. Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 2. М.: ИС РАН, 2000. С.115–138.

4. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145–152.

5. Сергодеева Е.А. Идеи феноменологической философии в теории и практике современного образования // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. № 35. С. 25–32.

6. Martin Buber on Education. URL: http://www.infed.org/thinkers/et-buber.htm/

Войти или Создать
* Забыли пароль?