The article discusses approaches to assessing the quality of higher education. Determination of assessing the nature of the dynamics of income for those with higher education in Russia during the working life allows us to consider the problem from a new angle. Creation of methods and methodologies for assessing the quality of higher education by calculating its social and individual, customer value.
quality of higher education; value of higher education, the level of wage, human capital.
За последние годы высшее профессиональное образование в России приобрело широкомасштабный характер, в связи с этим встал вопрос об оценке его качества. Оценить качество образования не так просто, очень много в этом процессе сложноопределяемых, неизмеряемых элементов [12].
Одной из важнейших задач вузов в настоящее время является развитие способностей и стремления студентов к самостоятельному обучению по окончании вуза [2, 8, 9]. Следует учесть и широкое распространение в мире тенденции распространения дополнительного образования взрослых в самых различных формах [1, 3, 10].
В настоящее время высшие учебные заведения в России отслеживают деятельность выпускников только в течение первого года работы. Это позволяет получить информацию о доходах выпускников вузов лишь в конце первого года работы. Но уровень оплаты труда лиц с высшим образованием в первый год работы значительно ниже среднего уровня оплаты их труда [11]. Поэтому даже для приближенной оценки доходности человеческого капитала выпускников вузов необходимо асполагать данными о динамике доходов выпускников вузов в течение трудовой жизни.
При написании данной статьи была предпринята попытка оценки характера динамики доходов лиц с высшим образованием в России в течение трудовой жизни. Для этого были использованы данные о средней начисленной заработной плате работников организаций по занятиям, полу и общему трудовому стажу работы, полученные Росстатом в 2007 г. путем выборочного обследования [11]. При выполнении исследования предполагалось, что должности руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), должности специалистов высшего уровня квалификации занимают выпускники вузов.
Кроме того, было сделано предположение: альтернативой обучению в вузе и работе руководителем, или специалистом является работа неквалифицированным рабочим. Было принято, что срок обучения в вузе составляет до 6 лет. Данные обследования Росстата и принятые допущения позволили установить разницу в оплате труда лиц с высшим образованием в течение трудовой жизни выпускников вузов и лиц, не имеющих высшего образования.
Характер динамики доходов человеческого капитала, которым наделяются выпускники вузов России (см. рисунок), существенным образом отличается от характерной динамики [6]. Можно предполагать, что это отличие связано с переходными процессами, начавшимися в России в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Если выдвинутая гипотеза справедлива, то с течением времени характер динамики доходов человеческого капитала, которым наделяются выпускники вузов России, будет меняться, что потребует дополнительных исследований.
1. Analiz i otsenka ekonomicheskoy ustoychivosti vuzov / Pod red.S.A. Belyakova. M.: MAKS Press, 2008.
2. Analiticheskiy doklad po vysshemu obrazovaniyu v Rossiyskoy Federatsii / Pod red. M.V. Larionovoy i T.A. Meshkovoy. M.: GU VShE, 2007.
3. Andrushchak G.V., Natkhov T.V. Ozhidaemaya otdacha ot obrazovaniya v Rossii: empiricheskiy analiz: Preprint WP10/2009/02. M.: GU VShE, 2009.
4. Basovskiy L.E. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka. M.: INFRA-M, 2007.
5. Basovskiy L.E., Basovskaya E.N. Ekonomicheskaya o tsenka investitsiy. M.: INFRA-M, 2007.
6. Bekker G.S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy pokhod / Per. s angl. M.: GU VShE, 2004.
7. Berens V., Khavranek P. Rukovodstvo po otsenke effektivnosti investitsiy / Per. s angl. M.: INFRA-M, 1995.
8. Volkov A.E., Kuz'minov Ya.I. Rossiyskoe obrazovanie – 2020: model' obrazovaniya dlya innovatsionnoy ekonomiki. Obrazovatel'naya politika. 2009. №1. S. 32–64.
9. Guriev M.A. Ozhidaemaya evolyutsiya vysshego obrazovaniya v usloviyakh uskorennogo razvitiya informatsionnykh tekhnologiy. Informatsionnye tekhnologii v obespechenii novogo kachestva vysshego obrazovaniya. Sb. nauch. st. Kn. 1. M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov NITU «MISiS», 2010. S. 13–20.
10. Obrazovanie i razvitie chelovecheskogo kapitala. Preprint WP5/2003/03. M.: GU VShE, 2003
11. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2009: Stat.sb. / Rosstat. M., 2009.
12. Ruzanova N.S., Nasadkina O.Yu. IAIS upravleniya vuzom kak informatsionno-tekhnologicheskaya osnova povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov. Novye informatsionnye tekhnologii i menedzhment kachestva: Dokl. mezhdunar. nauch. konf. M., 2012. S. 19–21.