В статье рассматриваются подходы к оценке качества высшего профессионального образования. Определение оценки характера динамики доходов лиц с высшим образованием в России в течение трудовой жизни позволяет рассмотреть проблему с новых позиций. Создание методов и методик оценки качества высшего профессионального образования путем расчета его общественной и индивидуальной, потребительской ценности.
качество высшего профессионального образования; ценность высшего профессионального образования; уровень оплаты труда; человеческий капитал.
За последние годы высшее профессиональное образование в России приобрело широкомасштабный характер, в связи с этим встал вопрос об оценке его качества. Оценить качество образования не так просто, очень много в этом процессе сложноопределяемых, неизмеряемых элементов [12].
Одной из важнейших задач вузов в настоящее время является развитие способностей и стремления студентов к самостоятельному обучению по окончании вуза [2, 8, 9]. Следует учесть и широкое распространение в мире тенденции распространения дополнительного образования взрослых в самых различных формах [1, 3, 10].
В настоящее время высшие учебные заведения в России отслеживают деятельность выпускников только в течение первого года работы. Это позволяет получить информацию о доходах выпускников вузов лишь в конце первого года работы. Но уровень оплаты труда лиц с высшим образованием в первый год работы значительно ниже среднего уровня оплаты их труда [11]. Поэтому даже для приближенной оценки доходности человеческого капитала выпускников вузов необходимо асполагать данными о динамике доходов выпускников вузов в течение трудовой жизни.
При написании данной статьи была предпринята попытка оценки характера динамики доходов лиц с высшим образованием в России в течение трудовой жизни. Для этого были использованы данные о средней начисленной заработной плате работников организаций по занятиям, полу и общему трудовому стажу работы, полученные Росстатом в 2007 г. путем выборочного обследования [11]. При выполнении исследования предполагалось, что должности руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), должности специалистов высшего уровня квалификации занимают выпускники вузов.
Кроме того, было сделано предположение: альтернативой обучению в вузе и работе руководителем, или специалистом является работа неквалифицированным рабочим. Было принято, что срок обучения в вузе составляет до 6 лет. Данные обследования Росстата и принятые допущения позволили установить разницу в оплате труда лиц с высшим образованием в течение трудовой жизни выпускников вузов и лиц, не имеющих высшего образования.
Характер динамики доходов человеческого капитала, которым наделяются выпускники вузов России (см. рисунок), существенным образом отличается от характерной динамики [6]. Можно предполагать, что это отличие связано с переходными процессами, начавшимися в России в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Если выдвинутая гипотеза справедлива, то с течением времени характер динамики доходов человеческого капитала, которым наделяются выпускники вузов России, будет меняться, что потребует дополнительных исследований.
1. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / Под ред.С.А. Белякова. М.: МАКС Пресс, 2008.
2. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / Под ред. М.В. Ларионовой и Т.А. Мешковой. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
3. Андрущак Г.В., Натхов Т.В. Ожидаемая отдача от образования в России: эмпирический анализ: Препринт WP10/2009/02. М.: ГУ ВШЭ, 2009.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая о ценка инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический поход / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
7. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1995.
8. Волков А.Е., Кузьминов Я.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики // Образовательная политика. 2009. №1. С. 32–64.
9. Гуриев М.А. Ожидаемая эволюция высшего образования в условиях ускоренного развития информационных технологий // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования. Сб. науч. ст. Кн. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», 2010. С. 13–20.
10. Образование и развитие человеческого капитала. Препринт WP5/2003/03. М.: ГУ ВШЭ, 2003
11. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб. / Росстат. М., 2009.
12. Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю. ИАИС управления вузом как информационно-технологическая основа повышения качества подготовки специалистов // Новые информационные технологии и менеджмент качества: Докл. междунар. науч. конф. М., 2012. С. 19–21.