Kutafin Moscow State Law University (MSAL) (Philosophy and Socio-Economic Sciences Department, Associate Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Th e article is devoted to the problems and prospects of development of public environmental monitoring in the Russian Federation and environmental audit as a tool for public environmental control.
public authority, public control, environmental protection, environmental management, sustainable development, environmental audit.
Преобладающая ресурсная ориентация экономики Российской Федерации и возрастающий дефицит природных ресурсов на мировом рынке делают экологический контроль одним из непременных условий устойчивого развития нашей страны, повышения уровня и качества жизни ее населения.
Охрана окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности являются задачей не только государства. Это также обязанность каждого члена общества. Не случайно в ст. 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 2 ст. 64) предусматривает следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный.
Сегодня государственный экологический контроль в Российской Федерации осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и их территориальные органы, Природоохранная прокуратура.
1. Vasil´eva M.I. Obshchestvennyy ekologicheskiy kontrol´ kak sfera vzaimodeystviya grazhdanskogo obshchestva i gosudarstva / Pravovye problemy gosudarstvennogo, munitsipal´nogo i inykh vidov ekologicheskogo kontrolya v Rossii: Materialy «kruglogo stola» 9 aprelya 2008 g., Moskva. M.: IZiSP; M.: ID «Yurisprudentsiya», 2008.
2. Vasil´eva M.I. Kontseptual´nye voprosy sovershenstvovaniya ekologicheskoy politiki i zakonodatel´stva ob okhrane okruzhayushchey sredy. Ekologicheskoe pravo. 2007. № 2.
3. Dubovik O.L. Ekologicheskoe pravo: Uchebnik. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2003. S. 259.
4. Kadochnikov V., Kudrina I. Nasha bezopasnost´ — v real´noy ekologii. Prezidentskiy kontrol´. Informatsionnyy byulleten´. 2003. № 5.
5. Chkhutiashvili L.V. Ekologicheskiy audit kak otsenka vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu khozyaystvennoy deyatel´nosti organizatsii i sootvetstviya ee trebovaniyam prirodookhrannogo zakonodatel´stva. Lex Russica. 2011. № 4. s. 707–728.
6. Chkhutiashvili L.V. Rol´ i mesto ekologicheskogo audita v sisteme gosudarstvennogo upravleniya okhranoy okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Federatsii. Ekologicheskoe pravo. 2015. № 3. S. 24–26.