Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (кафедра философских и социально- экономических дисциплин, доцент)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена проблемам и перспективам развития общественного экологического контроля в Российской Федерации и экологическому аудиту как инструменту общественного экологического контроля.
государственный орган, общественный контроль, охрана окружающей среды, рациональное природопользование, устойчивое развитие, экологический аудит.
Преобладающая ресурсная ориентация экономики Российской Федерации и возрастающий дефицит природных ресурсов на мировом рынке делают экологический контроль одним из непременных условий устойчивого развития нашей страны, повышения уровня и качества жизни ее населения.
Охрана окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности являются задачей не только государства. Это также обязанность каждого члена общества. Не случайно в ст. 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 2 ст. 64) предусматривает следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный.
Сегодня государственный экологический контроль в Российской Федерации осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и их территориальные органы, Природоохранная прокуратура.
1. Васильева М.И. Общественный экологический контроль как сфера взаимодействия гражданского общества и государства / Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» 9 апреля 2008 г., Москва. М.: ИЗиСП; М.: ИД «Юриспруденция», 2008.
2. Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. № 2.
3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 259.
4. Кадочников В., Кудрина И. Наша безопасность — в реальной экологии // Президентский контроль. Информационный бюллетень. 2003. № 5.
5. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит как оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности организации и соответствия ее требованиям природоохранного законодательства // Lex Russica. 2011. № 4. с. 707–728.
6. Чхутиашвили Л.В. Роль и место экологического аудита в системе государственного управления охраной окружающей среды Российской Федерации // Экологическое право. 2015. № 3. С. 24–26.