INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS AN INTEGRAL PART OF INNOVATIVE LEARNING
Section: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the formation of independent work among students of the faculty of dentistry. Features of the organization of independent work of students, new forms and methods of training, methodical maintenance and control of independent work at studying of various modules are considered.

Keywords:
students, independent work, skills
Text
Publication text (PDF): Read Download

В связи с совершенствованием системы высшего образования, углублением содержания изучаемой специальности становится важным внедрение в педагогическую практику более совершенной методики обучения, обеспечивающей качественное повышение учебной работы с активизацией не только познавательной деятельности обучающихся, но и способствующему развитию их умственных способностей. В решении данной проблемы значительная роль отводится целенаправленному формированию у обучающихся не только умений, но и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний для развития клинического мышления. Задача преподавателей состоит в мотивации их к обучению, приобретению качественных знаний из различных источников информации путем самостоятельного поиска или самостоятельной работы. В организации самостоятельной работы обучающихся стоматологического факультета актуальны развитие умственных способностей с применением рациональной организации их работы путем наращивания объема умственных и практических действий [1, 2].

Самостоятельная работа обучающихся на стоматологическом факультете выражена в их деятельности на занятиях и во внеаудиторное время, выполняемая по требованиям модуля. Формы и методы работы подразделяются на традиционные и инновационные. В данном случае у обучающегося имеется возможность повысить свой рейтинг путем участия в олимпиадах, различных конференциях, в работе научного кружка и т.д.

Одним из стратегических направлений модернизации системы высшего профессионального образования являются усиление и использование воспитательного потенциала образовательного учреждения. Целенаправленное сотрудничество двух главных субъектов образовательного процесса — обучающихся и профессорско-преподавательского состава — направлено на овладение будущим специалистом в области стоматологии качественных профессиональных компетенций [4].

Данные условия могут быть реализованы за счет внеучебной работы профессорско-преподавательского состава с обучающимися стоматологического факультета, возможности которой определяются богатством и разнообразием внутренней и внешней среды вуза.

В организации внеучебной работы обучающихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования выделяются основные задачи воспитания: формирование высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения, создание условий для творческой самореализации личности и формирования для этого полноценной социально-педагогической воспитывающей среды [3].

Цель исследования — анализ внедрения различных форм самостоятельной работы на стоматологическом факультете БГМУ в плане их профессиональной подготовки и оптимизации практических навыков по стоматологии.

Материалы и методы исследования

Внеучебная работа на стоматологическом факультете осуществляется через культурно-просветительские комплексы, вузовские и межвузовские объединения, органы студенческого самоуправления, кураторство по различным направлениям (культурно-нравственному, культурно-досуговому, спортивно-оздоровительному и информационно-аналитическому).

Результаты и их обсуждение

Широкие возможности для творческого взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся стоматологического факультета открываются в кураторской деятельности, которая позволяет профессорско-преподавательскому составу реализовать свои возможности во внеучебной работе обучающихся как воспитателя, организатора, помощника и наставника молодежи.

В современных условиях высшего образования требуется новый тип преподавателя: личность с выраженной нравственной позицией, преподаватель―исследователь―воспитатель, способный осуществлять не только учебную, научно-исследовательскую, но и внеучебную работу обучающихся.

Как показывает анализ исследований по проблеме организации внеучебной деятельности, в вузе нужны действия, направленные на обеспечение необходимой подготовки преподавателей к решению, выполнению и осуществлению данных задач.

Общепризнано, что необходимой предпосылкой и фундаментальным условием успешного решения профессионально-педагогических задач и эффективного осуществления любой деятельности, в том числе внеучебной, является сформированная готовность к этой деятельности, в связи с чем актуализируется проблема готовности профессорско-преподавательского состава к внеучебной работе.

Процесс будет эффективен, если создать организационные, информационно-методические условия, необходимые для активного включения преподавателей вуза во внеучебную деятельность. Организация теоретической подготовки с использованием консультаций во взаимосвязи с практической частью, направленной на формирование различных компетенций, соответствующих выполняемым в системе внеучебной деятельности функциям. Применение в комплексе презентаций, мастер-классов приведут к усовершенствованию самоподготовки, самообразования обучающихся.

Реализация обозначенных направлений станет успешной, если в данном процессе будет использовано влияние духовно-нравственных традиций, что существенно обогатит содержание и формы взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающегося во внеучебной работе.

Выводы

Использование механизма формирования готовности обучающегося к самостоятельной работе предполагает переход на новый уровень, принятие им внеучебной деятельности как необходимости на уровне освоения профессиональных компетенций и как условия и возможности личностного самосовершенствования и дальнейшего профессионального роста.

References

1. Aspekty formirovaniya informacionnoy obrazovatel'noy sredy medicinskogo vuza / L. P. Gerasimova, M. F. Kabirova, I. N. Usmanova, I. R. Usmanov // Elektronnye obrazovatel'nye tehnologii realizacii programm FGOS VO po podgotovke specialistov : materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. – Ufa, 2016. – S. 83–84.

2. Sovershenstvovanie kompetenciy prepodavatelya dlya povysheniya kachestva podgotovki sovremennyh specialistov-stomatologov / L. P. Gerasimova, M. F. Kabirova, I. N. Usmanova, R. R. Haybullina, I. R. Usmanov // Materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Tradicii i novacii v podgotovke kadrov v medicinskom VUZe: posvyaschaetsya 85-letnemu yubileyu BGMU». – Ufa, 2017. – S. 112–113.

3. Chernavskiy, A. F. I sebya pokazat', i novoe uznat' / A. F. Chernavskiy // Problemy stomatologii. – 2015. – № 1. – S. 54–55.

4. Aver'yanov, S. V. Interv'yuirovanie kak metod opredeleniya urovnya sanitarno-gigienicheskih znaniy / S. V. Aver'yanov, I. V. Romeyko, E. V. Pupykina // Problemy stomatologii. – 2015. – № 1. – S. 4–7.

Login or Create
* Forgot password?