Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
В статье анализируется формирование самостоятельной работы среди студентов факультета стоматологии. Рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов, новые формы и методы обучения, методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы при изучении различных модулей.
Студенты, самостоятельная работа, навыки
В связи с совершенствованием системы высшего образования, углублением содержания изучаемой специальности становится важным внедрение в педагогическую практику более совершенной методики обучения, обеспечивающей качественное повышение учебной работы с активизацией не только познавательной деятельности обучающихся, но и способствующему развитию их умственных способностей. В решении данной проблемы значительная роль отводится целенаправленному формированию у обучающихся не только умений, но и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний для развития клинического мышления. Задача преподавателей состоит в мотивации их к обучению, приобретению качественных знаний из различных источников информации путем самостоятельного поиска или самостоятельной работы. В организации самостоятельной работы обучающихся стоматологического факультета актуальны развитие умственных способностей с применением рациональной организации их работы путем наращивания объема умственных и практических действий [1, 2].
Самостоятельная работа обучающихся на стоматологическом факультете выражена в их деятельности на занятиях и во внеаудиторное время, выполняемая по требованиям модуля. Формы и методы работы подразделяются на традиционные и инновационные. В данном случае у обучающегося имеется возможность повысить свой рейтинг путем участия в олимпиадах, различных конференциях, в работе научного кружка и т.д.
Одним из стратегических направлений модернизации системы высшего профессионального образования являются усиление и использование воспитательного потенциала образовательного учреждения. Целенаправленное сотрудничество двух главных субъектов образовательного процесса — обучающихся и профессорско-преподавательского состава — направлено на овладение будущим специалистом в области стоматологии качественных профессиональных компетенций [4].
Данные условия могут быть реализованы за счет внеучебной работы профессорско-преподавательского состава с обучающимися стоматологического факультета, возможности которой определяются богатством и разнообразием внутренней и внешней среды вуза.
В организации внеучебной работы обучающихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования выделяются основные задачи воспитания: формирование высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения, создание условий для творческой самореализации личности и формирования для этого полноценной социально-педагогической воспитывающей среды [3].
Цель исследования — анализ внедрения различных форм самостоятельной работы на стоматологическом факультете БГМУ в плане их профессиональной подготовки и оптимизации практических навыков по стоматологии.
Материалы и методы исследования
Внеучебная работа на стоматологическом факультете осуществляется через культурно-просветительские комплексы, вузовские и межвузовские объединения, органы студенческого самоуправления, кураторство по различным направлениям (культурно-нравственному, культурно-досуговому, спортивно-оздоровительному и информационно-аналитическому).
Результаты и их обсуждение
Широкие возможности для творческого взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся стоматологического факультета открываются в кураторской деятельности, которая позволяет профессорско-преподавательскому составу реализовать свои возможности во внеучебной работе обучающихся как воспитателя, организатора, помощника и наставника молодежи.
В современных условиях высшего образования требуется новый тип преподавателя: личность с выраженной нравственной позицией, преподаватель―исследователь―воспитатель, способный осуществлять не только учебную, научно-исследовательскую, но и внеучебную работу обучающихся.
Как показывает анализ исследований по проблеме организации внеучебной деятельности, в вузе нужны действия, направленные на обеспечение необходимой подготовки преподавателей к решению, выполнению и осуществлению данных задач.
Общепризнано, что необходимой предпосылкой и фундаментальным условием успешного решения профессионально-педагогических задач и эффективного осуществления любой деятельности, в том числе внеучебной, является сформированная готовность к этой деятельности, в связи с чем актуализируется проблема готовности профессорско-преподавательского состава к внеучебной работе.
Процесс будет эффективен, если создать организационные, информационно-методические условия, необходимые для активного включения преподавателей вуза во внеучебную деятельность. Организация теоретической подготовки с использованием консультаций во взаимосвязи с практической частью, направленной на формирование различных компетенций, соответствующих выполняемым в системе внеучебной деятельности функциям. Применение в комплексе презентаций, мастер-классов приведут к усовершенствованию самоподготовки, самообразования обучающихся.
Реализация обозначенных направлений станет успешной, если в данном процессе будет использовано влияние духовно-нравственных традиций, что существенно обогатит содержание и формы взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающегося во внеучебной работе.
Выводы
Использование механизма формирования готовности обучающегося к самостоятельной работе предполагает переход на новый уровень, принятие им внеучебной деятельности как необходимости на уровне освоения профессиональных компетенций и как условия и возможности личностного самосовершенствования и дальнейшего профессионального роста.
1. Аспекты формирования информационной образовательной среды медицинского вуза / Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Н. Усманова, И. Р. Усманов // Электронные образовательные технологии реализации программ ФГОС ВО по подготовке специалистов : материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. – Уфа, 2016. – С. 83–84.
2. Совершенствование компетенций преподавателя для повышения качества подготовки современных специалистов-стоматологов / Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Н. Усманова, Р. Р. Хайбуллина, И. Р. Усманов // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». – Уфа, 2017. – С. 112–113.
3. Чернавский, А. Ф. И себя показать, и новое узнать / А. Ф. Чернавский // Проблемы стоматологии. – 2015. – № 1. – С. 54–55.
4. Аверьянов, С. В. Интервьюирование как метод определения уровня санитарно-гигиенических знаний / С. В. Аверьянов, И. В. Ромейко, Е. В. Пупыкина // Проблемы стоматологии. – 2015. – № 1. – С. 4–7.