Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes a methodology for studying fatigue of civil aviation flight personnel when performing labor operations on integrated Airbus-320 simulators using a graphical test carried out before and after simulator training. a decrease in stability indicators and switching attention of pilots after simulator training, which indicates the development of pronounced fatigue, is shown.

Keywords:
civil aviation pilot, special assessment of flight conditions, neuropsychological test, flight time, functional state, neuro-emotional tension, fatigue, attention stability, graphic test
Text

В процессе выполнения полетов у членов летных экипажей воздушных судов (ВС) формируется состояние напряжения в процессе выполнения деятельности с развитием выраженного переутомления к концу полета. В ряде исследованиях отмечается повышение напряженности физиологических систем организма, особенно при работе в условиях стресса: при дефиците времени, в ночное время, в нештатных ситуациях и др. [1-3].

На сегодняшний день на рабочем месте летчика не представляется возможным провести объективную оценку сенсорных нагрузок. Методика, изложенная в названных нормативно-правовых актах, не реализуема для этой категории специалистов. Исследование было проведено на летном тренажере FFS A-320, моделирующем условия полета, максимально приближенные к реальной деятельности летчика гражданской авиации.

Проведение нейропсихологического обследования в рамках специальной оценки условий труда направлено на определение морфофункционального состояния мозга, выявления характеристик состояния высших психических функций [4-8]. Представляется возможным использование нейропсихологических методов для эффективной диагностики состояния утомления в процессе выполнения трудовых операций летного состава, что позволит в дальнейшем определить специфику утомления летного состава в процессе выполняемой деятельности и разработать рекомендации по оптимизации деятельности в экипаже и управлению ресурсами кабины ВС (CRM) [1, 9-15].

Поэтому было проведено исследование по разработке методики исследования утомляемости летного состава в процессе тренажерной подготовки на комплексных тренажерах FFS (Full Flight Simulator) Airbus-320 с помощью нейропсихологической методики «Графическая проба» [16].

Процедура проведения пробы заключается в рисовании узора, составленного из двух чередующихся элементов, высота которых равна 0,8-0,9 см, а ширина — 0,6-0,7 см. Испытуемому предъявляется образец узора (рис. 1), и он продолжает его до конца строки по узкой стороне листа формата А4.

Рисунок 1. Образец узора графической пробы.

 

Начинать рисовать узор необходимо, отступив 1 см от левого края и приблизительно одну треть высоты листа, чтобы уменьшить вероятность использования горизонтального края для ориентации строки. Фиксируется время выполнения пробы.

Выполнение пробы сопровождается инструкцией: «Сейчас я начну рисовать узор, а Вы продолжите его до конца строки, после этого переходите к следующей строке ниже. Только ручку отрывать от листа нельзя». Если испытуемый отрывает руку от листа, то ему напоминают это условие, но лишь однократно.

По результатам пробы анализируется показатель – характер ошибок серийной организации:

0 – безошибочное и плавное выполнение не менее трех раз подряд;

0,5 – медленное вхождение в задание или одна ошибка (с самокоррекцией) при усвоение программы или повышение тонуса при выполнении (вдавливание руки).

1 – медленное, но плавное выполнение или один или два наклонных элемента или горизонтальное начало («площадка») вертикальной или наклонной линии в графической пробе или легкая тенденция к истощению, микро/макрографии или компенсаторная разная величина элементов или остановки при выполнении.

1,5 – не менее трех ошибок: стойкое уподобление элементов («полуперсеверации»)  или выраженная тенденция к микро/макрографии.

2 – ошибки более, чем в половине  заданий с частичной коррекцией с помощью исследователя, при этом правильное выполнение не закрепляется.

3 – невозможность выполнения программы даже при вербальном подкреплении.

Критерии балльных оценок:

Оценка «0» означает соответствие норме. Уменьшение менее чем на 25% оценивается баллом 1, на 25-50% - баллом 2, более чем на 50% - баллом 3. Нижняя граница нормы – не менее 11 элементов (моложе 50 лет), не менее 9 (старше 50) за 1 минуту.

Выявляемые симптомы: уподобление элементов в динамическом праксисе, наклонное «П» или прямой угол во втором элементе «Л»; истощаемость (микрография); нарушение зрительно-моторной координации (макрография, расподобление – разная величина элементов).

В исследовании приняли участие 29 командиров ВС (КВС) ГА, совершавших полет на тренажере Airbus A-320. Участники исследования выполняли тестирование до и после полета на FFS.

По показателям характера ошибок до полета: 10 КВС выполнили задание идеально, у 14 КВС отмечено медленное вхождение в задание или одна ошибка (с самокоррекцией), у 5 КВС – легкая тенденция к истощению, микро/макрографии или компенсаторная разная величина элементов или остановки при выполнении методики.

После полета результаты в группе ухудшаются: у 12 КВС отмечена оценка «1,5» ‑  не менее трех ошибок: стойкое уподобление элементов («полуперсеверации») или выраженная тенденция к микро/макрографии. И оценка «2» у одного КВС - ошибки более, чем в половине  заданий с частичной коррекцией с помощью исследователя, при этом правильное выполнение не закрепляется (табл. 1).

Таблица 1 Результаты выполнения графической пробы до и после полета на тренажере

Результаты

Количество летчиков, получивших оценку выполнения пробы

0

0,5

1

1,5

2

До полета

10

14

5

0

0

После полета

5

7

4

12

1

 

Уподобление элементов в динамическом праксисе, наклонное П или прямой Сравнительный анализ ошибочных действий пилотов до и после полета выявил тенденцию к усилению характера ошибок. Например, если до полета в графических пробах у пилотов наблюдалось незначительное нарушение зрительно-моторной координации (0,5), то после полета показатели увеличились до значений 1,5 баллов. Угол во втором элементе Л встречается у 12 КВС, истощаемость (микрография) – у 4 КВС, нарушение зрительно-моторной координации (макрография, расподобление – разная величина элементов) ‑ у 12 КВС.

Время выполнения пробы после полета значимо увеличивается с 96,8 с до 102,6 с в среднем является признаком развития утомления в ходе выполнения упражнения тренажере.

Полученные данные в процессе полета на тренажере A-320 свидетельствуют о возможности применения методики «Графическая проба» для оценки утомления, характера ошибочных действий и изменения темпа деятельности пилотов до и после тренажерной сессии:

  • время выполнения пробы после полета значимо увеличивается с 96,8 с. до 102,6 с в среднем, что может является признаком развития утомления в ходе полета на тренажере;
  • сравнительный анализ ошибочных действий пилотов до и после полета выявил тенденцию к усилению характера первичных ошибок;
  • изменилась структура интегральных оценок до и после полета – после полета результаты по группе ухудшаются: диапазон оценок увеличивается от «0-1» до «0-2»; максимальный балл за ошибочные действия до полета составляет «0,5» баллов, после полета «2» балла; количество пилотов получивших оценку «0», «0,5» уменьшается в 2 раза; после полета 13 человек получают критически низкие оценки за выполнение пробы («1,5» и «2»).

Таким образом, проведенная проба выявила снижение показателей устойчивости и переключения внимания пилотов до и после полета с тенденцией ухудшения показателей, что свидетельствует о выраженном утомлении летного состава после завершения полета на тренажере.

В рамках дальнейших исследований необходимо оценить возможность применения нейропсихологических методов изучения двигательной координации и навыков в интересах определения критериев диагностики утомления летного состава в процессе выполнения полета.

References

1. Gander D.V., Alekseenko M.S. Psihologiya letnogo truda. M.: SGU, 2013. 267 s.

2. Mayorova Yu.A., Guziy A.G. Utomlyaemost' pilotov kak psihofiziologicheskiy faktor riska bezopasnosti aviacionnyh poletov // Psihologiya i psihotehnika. 2015. № 7 (82). S. 707-716.

3. Rodionov O.N. Vzaimosvyaz' utomleniya i osobennostey poletnoy smeny letnyh ekipazhey grazhdanskoy aviacii // Gigiena i sanitariya. 2010. № 1. S. 59-62.

4. Plotnikov N.I. Issledovanie predmeta utomleniya v operacionnoy nadezhnosti pilota // Problemy bezopasnosti poletov. 2012. № 6. S. 4-8.

5. Soldatov S.K., Zasyad'ko K.I., Bogomolov A.V., Vonarshenko A.P., Yazlyuk M.N. Psihofiziologicheskie professional'no vazhnye kachestva letchikov-instruktorov i vozmozhnosti ih razvitiya // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya medicina. 2019. T. 53. № 1. S. 86-91.

6. Yakimovich N.V. Neblagopriyatnye psihicheskie sostoyaniya u pilotov v polete kak prichina aviacionnyh katastrof // Institut psihologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. 2019. T. 4. № 1. S. 131-153.

7. Aleshin S.V., Alpatov I.M., Anisimov A.N., Artemov V.N. i dr. Chelovek i bezopasnost' poletov: sbornik statey. M.: Kogito-Centr, 2013. 288 s.

8. Ponomarenko V.A., Alekseenko M.S., Dolgov A.A. Psihofiziologicheskie komponenty professional'noy nadezhnosti pilota // Problemy bezopasnosti poletov. 2018. № 6. S. 3-18.

9. Zasyad'ko K.I., Vonarshenko A.P., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Yazlyuk M.N. Analiz professional'no vazhnyh kachestv letchikov-instruktorov i vozmozhnostey ih razvitiya // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya medicina. 2020. T. 54. № 1. S. 52-56.

10. Vorona A.A., Gerasimenko V.D., Kozlovskiy E.A., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V. Mediko-psihologicheskoe prognozirovanie professional'noy gotovnosti vypusknika voenno-uchebnogo zavedeniya // Voenno-medicinskiy zhurnal. 2012. T. 333. № 1. S. 40-44.

11. Kozlov V.V. Koncepciya chelovecheskogo faktora kak metodologicheskaya osnova analiza prichin oshibochnyh deystviy letchikov // Chelovecheskiy faktor: problemy psihologii i ergonomiki. 2006. № 4. S. 31-35.

12. Guziy A.G., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V. Teoreticheskie osnovy funkcional'no-adaptivnogo upravleniya sistemami «chelovek-mashina» povyshennoy avariynosti // Mehatronika, avtomatizaciya, upravlenie. 2005. № 1.

13. Koronkov S.O. Tehnologiya issledovaniya rezervov vnimaniya letchika vertoleta v processe trenazhernoy podgotovki // Sistemnyy analiz v medicine: materialy XIII mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. Blagoveschensk, 2019. S. 92-95.

14. Bogomolov A.V. Koncepciya matematicheskogo obespecheniya diagnostiki sostoyaniya cheloveka // Informatika i sistemy upravleniya. 2008. № 2 (16). S. 11-13.

15. Alekseenko M.S. Chelovecheskiy faktor i optimizaciya resursov ekipazha (ChF i SRM): uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. D.V.Gandera. M.: S 7 Trening, 2014. 224 s.

16. Bodrov V.A. Psihologicheskie osnovy professional'noy deyatel'nosti: hrestomatiya. M.: PerSE, 2007. 511 s.

Login or Create
* Forgot password?