UDK 61 Медицина. Охрана здоровья
GRNTI 76.75 Социальная гигиена. Организация и управление здравоохранением
OKSO 32.07.01 Медико-профилактическое дело
BBK 511 Социальная гигиена и организация здравоохранения
BBK 5357 Психотерапия. Трудотерапия
TBK 5706 Социальная гигиена и организация здравоохранения
TBK 577 Другие отрасли медицины
BISAC HEA000000 General
The work is devoted to a systematic study of nonpsychotic depressive disorders in adolescents in Russia and China. The approaches to determining the psychological, clinical, medical, social, ethnocultural and socio-psychological patterns of the formation of risk factors for depressive disorders among the younger generation have been developed
system analysis, epidemiology, diagnosis, depressive disorders (DR), Russia, China
Введение. Актуальность системного исследования заключается в высокой значимости изучения негативной психопатологической симптоматики для клинико-психиатрической практики и недостаточной изученностью современного состояния проблем психического здоровья населения удаленных регионов. Множество эпидемиологических, социологических и транскультуральных исследований ДР указывают на существование особенностей клинической картины и форм течения этих заболеваний в различных популяциях больных [1-4]. Острая актуальность проблемы ДР вызвана широкой распространенностью этих расстройств, трудностью распознавания данных патологий на ранних стадиях заболевания и относительно высоким риском инвалидизации и суицида. ДР очень часто рецидивируют, причем эпизоды повторных депрессий могут наблюдаться у трети больных [1, 3, 5]. Расстройства депрессивного спектра относятся к числу наиболее распространенных и в первичной медицинской сети [6,7]. У больных сомато-неврологическими заболеваниями распространенность ДР достигает в среднем 20-30%, а в ряде случаев может достигать 45% [1, 7]. Эпидемиологическая ситуация с распространением депрессивных состояний (ДР) на Дальнем Востоке России и Китая в последние десятилетия отражает общие тенденции психической напряженности в мире [4, 8], но значительно превосходит их по темпу нарастания уровня ДР, особенно среди коренного населения [2, 5, 7, 9]. Культуральные, этнические, демографические, медико-генетические особенности, характеристики уровня и образа жизни населения влияют на клиническое оформление, структуру и течение психических расстройств [2, 4, 10]. Неуклонный рост и распространение психических заболеваний в зонах прежде умеренного и низкого риска ДР, большие экономические потери, связанные с фармакотерапией и социальной защитой пациентов, неизбежные прямые и косвенные потери производительных сил, отсутствие доступных методов определения контингентов риска хронических психических расстройств со стойкими дезадаптирующими синдромами актуализируют проведение настоящего исследования.
Цель работы – исследование клинико-патодинамических, социально-психологических, транскультуральных и медико-экологических аспектов непсихотических депрессивных расстройств у российских и китайских подростков для профилактики суицидального поведения.
Материалы и методы исследования. Для комплексного анализа распространения, ранней диагностики и профилактики ДР среди подростков РФ и КНР применялись клинико-анамнестический, клинико-психопатологический клинико-социальный методы, методологрия обратного перевода и средства математической статистики. Программа исследования включала сбор клинического материала, обработку полученных данных и этап системного анализа результатов испытаний. В основу методологического подхода положена концепция социокультуральной детерминированности возникновения и развития психических расстройств разных возрастных когорт с учетом особенностей различных национальных культур.
Методы исследования – психопатологический, клинико-анамнестический с использованием анкеты-интервью и эксперементально-психологический. Для обработки полученных данных использована статистическая программа «Statistica 6.0». Методы сбора эмпирических данных дополнили расширенное анкетирование по проблемам алкоголизма и наркомании, тест по методике [10, с.38-41], а также анализ медико-генетического материала.
Результаты междисциплинарного исследования получены при выборочном клинико-психопатологическом обследовании подростков с непсихотическими ДР, проживающих в районах Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян КНР. Материалом для решения поставленных задач послужили данные рандомизированного исследования 123 больных c симптомами ДР, из которых 61 – этнические китайцы, проживающие в северно-китайской провинции Хэйлунцзян и поступившие на стационарное лечение в 1-й специальный госпиталь г. Харбина, и 62 жителя РФ, поступившие в Хабаровскую краевую психиатрическую больницу. В основу диагностики были положены критерии, базирующиеся на классификации МКБ-10, которые прошли процедуру обратного перевода [5]. Критериями включения являлись: депрессии непсихотического уровня, соответствующие клинической картине одной из следующей диагностической рубрике (МКБ-10): расстройство адаптации (F43.20-22); депрессивный эпизод лёгкой, средней степени (F32.0, F32.1); смешанное тревожное ДР (F41.2); дистимия (F34.1); отсутствие психических расстройств другой этиологии и обострений хронических сомато-неврологических заболеваний.
В качестве инструмента исследования ДР использовались «Базисная карта этнокультуральных исследований» и формализованная «Карта обследования», предназначенная для проведения комплексного изучения ДР. Карты заполнялась на каждого обследуемого при личном клиническом собеседовании, дополненном сведениями медицинской документации (амбулаторные карты, анамнез) и информацией от ближайших родственников пациентов. Клинический метод базировался на данных объективного наблюдения за больными в процессе их обследования и лечения, а также на анамнестических сведениях, полученных от больного или его близких. Для корректного анализа, интерпретации и сбора клинических и социально-психологических данных была создана специальная анкета с использованием идеологии тестов Лири и MMPI для занесения бинарных показателей испытуемых [7].
Результаты и обсуждение. До вступления в пубертатный период обычно у девочек не выявляется большая склонность к депрессии, чем у мальчиков. А с наступлением пубертатного периода, у них обнаруживается симптомы депрессивного регистра, достигающей клинико-диагностического уровня после 13 лет и старше. В этом возрастном периоде при установленном диагнозе депрессии нет никаких межполовых различий по длительности, тяжести, частоте рецидивов и показателей выздоровления. Полученные результаты при многих исследованиях половозрастных групп, подтверждают данные как отечественных, так и зарубежных исследователей о значимом преобладании у подростков с ДР лиц женского пола не только в целом, но и по отдельным клиническим группам [1, 3, 6, 8]. В нашем исследовании статистически достоверных различий между группами по поло-возрастному и этническому составу также выявлено не было. Из вышеизложенного следует, что исследуемые группы были сопоставимы, а имеющиеся незначительные отличия связаны с этнонациональнальными традициями региона. На этапе начального проявления симптоматики были установлены статистически значимые бинарные факторы риска ДР у подростков, которые далее были использованы в диагностическом опроснике.
Разработан комплекс распознающих, классификационных и прогностических моделей, позволяющих на уровне индивида провести оценку риска развития ДР и спрогнозировать тяжесть возможного заболевания. На основе результатов многоуровневого информационного и классификационно-прогностического моделирования с учетом индивидуальных клинико-патодинамических, социально-психологических, транскультуральных и медико-экологических факторов риска сформулированы практические рекомендации, направленные на повышение эффективности профилактики ДР у подростков. Под особым контролем должны находиться российские подростки в возрасте 15-18 лет.
Преобладание более выраженных клинических проявлений у китайских подростков связано с обращением к традиционной медицине в случае легких ДР. На популяционном уровне следует формировать группы риска развития депрессивных расстройств у подростков, перенесших депрессивные эпизоды в детстве. На групповом уровне необходимо формировать психологические программы и тренинги для школьников с конфликтными отношениями с родителями и сверстниками. На индивидуальном уровне важно обращать внимание на скрытую ангедонию, проявление астенических черт, отсутствие планов на будущее, где основная роль отводится предупреждению развития тяжелых форм и рецидивов депрессии. Рекомендуется создание при школах службы психологического сопровождения для оказания учащимся помощи при нахождении в кризисных ситуациях. Работа такой службы должна быть вынесена за рамки учебного процесса и может реализовываться в групповых и индивидуальных консультациях и тренингах.
Заключение. На основе собственных оригинальных методик и статистических материалов, данных отечественных и зарубежных авторов изучены закономерности поведения, модели и способы коррекции деструктивного поведения. С позиций метода информационного моделирования сложных конфликтных систем анализируется поведение лиц, склонных к суициду. Созданы модели индивидуального прогнозирования, разработан программный комплекс для оценки вероятности развития ДР по медико-социальным и клинико-патодинамическим факторам риска. Разработки методики и математический инструментарий для моделирования поведения, вызванного непсихотическими депрессивными расстройствами, а также модели работы психолога и психотерапевта с пациентами, имеющими высокий риск суицида. Разработаны оригинальные методологические подходы к системному анализу процессов распространения непсихотических депрессивных расстройств у подростков, проживающих на трансграничных территориях Приамурья России и Китая. Результаты исследования могут использоваться специалистами по медицинской психологии и социальной психиатрии, социологии, психологии и медицине, конфликтологии, информационному моделированию и системному анализу в нейроинформатике, нейролингвистическому программированию, а также врачами-наркологами, психиатрами и психотерапевтами.
1. Krasnov V.N. Depressiya kak social'naya i klinicheskaya problema sovremennoy mediciny // Rossiyskiy psihiatricheskiy zhurnal. 2011. № 6. S. 8-10.
2. Loginov I.P., Savin S.Z., Solodkaya E.V., Chzhou Yyu Cyu. Sistemnoe issledovanie psihicheskoy zabolevaemosti, svyazannoy s pozdney diagnostikoy i lecheniem // Materialy XIII mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii «Sistemnyy analiz v medicine» (SAM 2019). Blagoveschensk, 2019. S.99-103.
3. Brent D.A., Weersing V.R. Depressive disorders in childhood and adolescence // Rutter's Child and Adolescent Psychiatry. – Oxford, England: Blackwell Publishing Ltd. 2008. P.587-613.
4. Woodberry K.A., Shapiro D.I., Bryant C., Seidman L.J. Progress and Future Direction in Research on the Psychosis Prodrome // Harvard Review of Psychiatry. 2016. №24 (2). P.118-23.
5. Loginov I.P., Savin S.Z., Solodkaya E.V. Sravnitel'nyy analiz rasprostraneniya depressivnyh rasstroystv u podrostkov Rossii i KNR // Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov. 2019. №3. S. 4-12.
6. Loginov I.P., Solodkaya E.V. Klinicheskie harakteristiki depressivnyh rasstroystv u podrostkov Dal'nego Vostoka Rossii i Severnogo Kitaya // Sibirskiy vestnik psihiatrii i narkologii. 2019. №2 (103). S. 108–112.
7. Polozhiy B.S. Suicidal'naya situaciya sredi detey i podrostkov v Rossii // Rossiyskiy psihiatricheskiy zhurnal. 2012. №4. S.52-56.
8. Hopeless¬ness and suicidal ideation among adolescents in two cultures / Stewart S.M., Kennard B.D., Lee P.W.H., Mayes T., Hughes C.W., Emslie G. // Journal of Child Psychology, Psychiatry and Allied Disciplines. 2010. №46. P. 364-372.
9. Loginov I.P., Solodkaya E.V. Monitoring suicidal'noy situacii v Priamur'e // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2017, №2. S. 101-106.
10. Platonov Yu.P. Etnopsihologiya. M.: Izdatel'skiy centr Akademiya, 2012. 240 s.