УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
ГРНТИ 76.75 Социальная гигиена. Организация и управление здравоохранением
ОКСО 32.07.01 Медико-профилактическое дело
ББК 511 Социальная гигиена и организация здравоохранения
ББК 5357 Психотерапия. Трудотерапия
ТБК 5706 Социальная гигиена и организация здравоохранения
ТБК 577 Другие отрасли медицины
BISAC HEA000000 General
Работа посвящена системному исследованию непсихотических депрессивных расстройств у подростков России и Китая. Разработаны подходы к определению психолого-клинических, медико-социальных, этнокультуральных и социально-психологических закономерностей формирования факторов риска депрессивных нарушений среди подрастающего поколения
системный анализ, эпидемиология, диагностика, депрессивные расстройства, Россия, Китай
Введение. Актуальность системного исследования заключается в высокой значимости изучения негативной психопатологической симптоматики для клинико-психиатрической практики и недостаточной изученностью современного состояния проблем психического здоровья населения удаленных регионов. Множество эпидемиологических, социологических и транскультуральных исследований ДР указывают на существование особенностей клинической картины и форм течения этих заболеваний в различных популяциях больных [1-4]. Острая актуальность проблемы ДР вызвана широкой распространенностью этих расстройств, трудностью распознавания данных патологий на ранних стадиях заболевания и относительно высоким риском инвалидизации и суицида. ДР очень часто рецидивируют, причем эпизоды повторных депрессий могут наблюдаться у трети больных [1, 3, 5]. Расстройства депрессивного спектра относятся к числу наиболее распространенных и в первичной медицинской сети [6,7]. У больных сомато-неврологическими заболеваниями распространенность ДР достигает в среднем 20-30%, а в ряде случаев может достигать 45% [1, 7]. Эпидемиологическая ситуация с распространением депрессивных состояний (ДР) на Дальнем Востоке России и Китая в последние десятилетия отражает общие тенденции психической напряженности в мире [4, 8], но значительно превосходит их по темпу нарастания уровня ДР, особенно среди коренного населения [2, 5, 7, 9]. Культуральные, этнические, демографические, медико-генетические особенности, характеристики уровня и образа жизни населения влияют на клиническое оформление, структуру и течение психических расстройств [2, 4, 10]. Неуклонный рост и распространение психических заболеваний в зонах прежде умеренного и низкого риска ДР, большие экономические потери, связанные с фармакотерапией и социальной защитой пациентов, неизбежные прямые и косвенные потери производительных сил, отсутствие доступных методов определения контингентов риска хронических психических расстройств со стойкими дезадаптирующими синдромами актуализируют проведение настоящего исследования.
Цель работы – исследование клинико-патодинамических, социально-психологических, транскультуральных и медико-экологических аспектов непсихотических депрессивных расстройств у российских и китайских подростков для профилактики суицидального поведения.
Материалы и методы исследования. Для комплексного анализа распространения, ранней диагностики и профилактики ДР среди подростков РФ и КНР применялись клинико-анамнестический, клинико-психопатологический клинико-социальный методы, методологрия обратного перевода и средства математической статистики. Программа исследования включала сбор клинического материала, обработку полученных данных и этап системного анализа результатов испытаний. В основу методологического подхода положена концепция социокультуральной детерминированности возникновения и развития психических расстройств разных возрастных когорт с учетом особенностей различных национальных культур.
Методы исследования – психопатологический, клинико-анамнестический с использованием анкеты-интервью и эксперементально-психологический. Для обработки полученных данных использована статистическая программа «Statistica 6.0». Методы сбора эмпирических данных дополнили расширенное анкетирование по проблемам алкоголизма и наркомании, тест по методике [10, с.38-41], а также анализ медико-генетического материала.
Результаты междисциплинарного исследования получены при выборочном клинико-психопатологическом обследовании подростков с непсихотическими ДР, проживающих в районах Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян КНР. Материалом для решения поставленных задач послужили данные рандомизированного исследования 123 больных c симптомами ДР, из которых 61 – этнические китайцы, проживающие в северно-китайской провинции Хэйлунцзян и поступившие на стационарное лечение в 1-й специальный госпиталь г. Харбина, и 62 жителя РФ, поступившие в Хабаровскую краевую психиатрическую больницу. В основу диагностики были положены критерии, базирующиеся на классификации МКБ-10, которые прошли процедуру обратного перевода [5]. Критериями включения являлись: депрессии непсихотического уровня, соответствующие клинической картине одной из следующей диагностической рубрике (МКБ-10): расстройство адаптации (F43.20-22); депрессивный эпизод лёгкой, средней степени (F32.0, F32.1); смешанное тревожное ДР (F41.2); дистимия (F34.1); отсутствие психических расстройств другой этиологии и обострений хронических сомато-неврологических заболеваний.
В качестве инструмента исследования ДР использовались «Базисная карта этнокультуральных исследований» и формализованная «Карта обследования», предназначенная для проведения комплексного изучения ДР. Карты заполнялась на каждого обследуемого при личном клиническом собеседовании, дополненном сведениями медицинской документации (амбулаторные карты, анамнез) и информацией от ближайших родственников пациентов. Клинический метод базировался на данных объективного наблюдения за больными в процессе их обследования и лечения, а также на анамнестических сведениях, полученных от больного или его близких. Для корректного анализа, интерпретации и сбора клинических и социально-психологических данных была создана специальная анкета с использованием идеологии тестов Лири и MMPI для занесения бинарных показателей испытуемых [7].
Результаты и обсуждение. До вступления в пубертатный период обычно у девочек не выявляется большая склонность к депрессии, чем у мальчиков. А с наступлением пубертатного периода, у них обнаруживается симптомы депрессивного регистра, достигающей клинико-диагностического уровня после 13 лет и старше. В этом возрастном периоде при установленном диагнозе депрессии нет никаких межполовых различий по длительности, тяжести, частоте рецидивов и показателей выздоровления. Полученные результаты при многих исследованиях половозрастных групп, подтверждают данные как отечественных, так и зарубежных исследователей о значимом преобладании у подростков с ДР лиц женского пола не только в целом, но и по отдельным клиническим группам [1, 3, 6, 8]. В нашем исследовании статистически достоверных различий между группами по поло-возрастному и этническому составу также выявлено не было. Из вышеизложенного следует, что исследуемые группы были сопоставимы, а имеющиеся незначительные отличия связаны с этнонациональнальными традициями региона. На этапе начального проявления симптоматики были установлены статистически значимые бинарные факторы риска ДР у подростков, которые далее были использованы в диагностическом опроснике.
Разработан комплекс распознающих, классификационных и прогностических моделей, позволяющих на уровне индивида провести оценку риска развития ДР и спрогнозировать тяжесть возможного заболевания. На основе результатов многоуровневого информационного и классификационно-прогностического моделирования с учетом индивидуальных клинико-патодинамических, социально-психологических, транскультуральных и медико-экологических факторов риска сформулированы практические рекомендации, направленные на повышение эффективности профилактики ДР у подростков. Под особым контролем должны находиться российские подростки в возрасте 15-18 лет.
Преобладание более выраженных клинических проявлений у китайских подростков связано с обращением к традиционной медицине в случае легких ДР. На популяционном уровне следует формировать группы риска развития депрессивных расстройств у подростков, перенесших депрессивные эпизоды в детстве. На групповом уровне необходимо формировать психологические программы и тренинги для школьников с конфликтными отношениями с родителями и сверстниками. На индивидуальном уровне важно обращать внимание на скрытую ангедонию, проявление астенических черт, отсутствие планов на будущее, где основная роль отводится предупреждению развития тяжелых форм и рецидивов депрессии. Рекомендуется создание при школах службы психологического сопровождения для оказания учащимся помощи при нахождении в кризисных ситуациях. Работа такой службы должна быть вынесена за рамки учебного процесса и может реализовываться в групповых и индивидуальных консультациях и тренингах.
Заключение. На основе собственных оригинальных методик и статистических материалов, данных отечественных и зарубежных авторов изучены закономерности поведения, модели и способы коррекции деструктивного поведения. С позиций метода информационного моделирования сложных конфликтных систем анализируется поведение лиц, склонных к суициду. Созданы модели индивидуального прогнозирования, разработан программный комплекс для оценки вероятности развития ДР по медико-социальным и клинико-патодинамическим факторам риска. Разработки методики и математический инструментарий для моделирования поведения, вызванного непсихотическими депрессивными расстройствами, а также модели работы психолога и психотерапевта с пациентами, имеющими высокий риск суицида. Разработаны оригинальные методологические подходы к системному анализу процессов распространения непсихотических депрессивных расстройств у подростков, проживающих на трансграничных территориях Приамурья России и Китая. Результаты исследования могут использоваться специалистами по медицинской психологии и социальной психиатрии, социологии, психологии и медицине, конфликтологии, информационному моделированию и системному анализу в нейроинформатике, нейролингвистическому программированию, а также врачами-наркологами, психиатрами и психотерапевтами.
1. Краснов В.Н. Депрессия как социальная и клиническая проблема современной медицины // Российский психиатрический журнал. 2011. № 6. С. 8-10.
2. Логинов И.П., Савин С.З., Солодкая Е.В., Чжоу Йю Цю. Системное исследование психической заболеваемости, связанной с поздней диагностикой и лечением // Материалы XIII международной научной конференции «Системный анализ в медицине» (САМ 2019). Благовещенск, 2019. С.99-103.
3. Brent D.A., Weersing V.R. Depressive disorders in childhood and adolescence // Rutter's Child and Adolescent Psychiatry. – Oxford, England: Blackwell Publishing Ltd. 2008. P.587-613.
4. Woodberry K.A., Shapiro D.I., Bryant C., Seidman L.J. Progress and Future Direction in Research on the Psychosis Prodrome // Harvard Review of Psychiatry. 2016. №24 (2). P.118-23.
5. Логинов И.П., Савин С.З., Солодкая Е.В. Сравнительный анализ распространения депрессивных расстройств у подростков России и КНР // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. №3. С. 4-12.
6. Логинов И.П., Солодкая Е.В. Клинические характеристики депрессивных расстройств у подростков Дальнего Востока России и Северного Китая // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2019. №2 (103). С. 108–112.
7. Положий Б.С. Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России // Российский психиатрический журнал. 2012. №4. С.52-56.
8. Hopeless¬ness and suicidal ideation among adolescents in two cultures / Stewart S.M., Kennard B.D., Lee P.W.H., Mayes T., Hughes C.W., Emslie G. // Journal of Child Psychology, Psychiatry and Allied Disciplines. 2010. №46. P. 364-372.
9. Логинов И.П., Солодкая Е.В. Мониторинг суицидальной ситуации в Приамурье // Уровень жизни населения регионов России. 2017, №2. С. 101-106.
10. Платонов Ю.П. Этнопсихология. М.: Издательский центр Академия, 2012. 240 с.