BBK 67 Право. Юридические науки
Rasprostranenie koronavirusnoy infekcii vyzvalo krizis prav cheloveka v mire. V usloviyah pandemii prioritetom v realizacii vystupilo pravo cheloveka na medicinskuyu pomosch' kak naibolee znachimoe blago. V Rossii medicinskaya pomosch' okazyvalas' v pervuyu ochered' pacientam iz grupp riska. Provedennoe issledovanie pokazalo, chto pri etom ne byli sozdany vse neobhodimye pravovye i organizacionnye usloviya dlya realizacii etogo prava drugimi grazhdanami. V nastoyaschey stat'e analiziruyutsya konstitucionnye i pravovye problemy, kasayuschiesya konstitucionnogo prava na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomosch' v period koronavirusnoy infekcii i predlagayutsya varianty ih razresheniya.
konstitucionnoe pravo, ohrana zdorov'ya, medicinskaya pomosch', yuridicheskie kollizii, prava cheloveka, Konstituciya Rossiyskoy Federacii, zaschita prav cheloveka, koronavirusnaya infekciya
Рост показателей в статистике заболеваемости коронавирусной инфекцией в Российской Федерации коснулся всех без исключения областей жизни общества и, как результат, способствовал появлению в них ряда вопросов, над поиском решения которых начали работать не только правоприменители и законодатели, но и представители научного, экспертного сообщества, правозащитные структуры. Кроме этого, рост показателей в статистике заболеваемости коронавирусной инфекцией спровоцировал кризис прав человека в мире.
По справедливому замечанию О.В. Качаловой, на повестку дня встал вопрос, как «...обеспечить верховенство права в условиях необходимости спасения жизни и здоровья множества людей, как достичь разумного баланса в соотношении различных прав человека в ситуации пандемии, как определить критерии соразмерности ограничения важнейших прав человека» [1]. Согласно единому смыслу, первенствующими считаются права и свободы, осуществление которых гарантирует наиболее важные блага. Таким образом, в целях постановления проблемы предоставления прав человека в обстоятельствах пандемии, а также других чрезмерных факторов следует применять комплекс инструментов правоприменительного, законодательного, а также организационного характера.
Как отмечают авторы А.С. Геворгян и И.Р. Аминов, право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к основополагающим правам человека [2]. Данное право на международном уровне впервые было закреплено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946 г., преамбула которого определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов» [3].
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает право на охрану здоровья как право на достаточный жизненный уровень (статья 25). Исследуемое право также было признано в качестве права на охрану здоровья в системе прав человека в Международной конвенции 1966 г. [4].
Каждый гражданин в соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [5]. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закрепляет обязанность органов государственной власти, а также органов местного самоуправления на проведения систематических мер санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Санитарно-противоэпидемические меры, в свою очередь, направлены на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию [6].
На самом деле, в практике требуется находить пути реализации рационального равновесия в балансе прав граждан, которые в условиях пандемии являются весьма факультативными. В настоящее время появляются трудности в осуществлении не только прав людей, но и совершаются конфликты иных компонентов правового статуса гражданина (например, в конкуренцию могут вступать право человека и его обязанность, право человека и его законный интерес и др.) [7].
Имеется суждение, что первенствующими считаются права и свободы, осуществление которых гарантирует более важные блага. Данное высказывание можно считать верным в обстоятельствах, где речь не ведется об угрозе жизни, а также здоровья лица. В обстоятельствах пандемии в конкурентную борьбу выходит главный элемент правового статуса гражданина — право на медицинскую помощь. Устанавливая преимущество в оказании медицинской помощи отдельным гражданам, немаловажно сформировать все требуемые законные, а также организационные обстоятельства с целью осуществления конституционного права на медицинскую помощь, если подобная помощь считается актуальной либо потребует оперативного вмешательства.
В ходе проведенного исследования осуществления полномочий на охрану здоровья, а также медицинскую помощь автору удалось обнаружить аспекты, которые говорят о несвоевременном оперативном предложении медицинской помощи относительно коронавирусной инфекции COVID-19, затрагивающие осуществления мер, регламентированных на законодательном уровне. С помощью исследования обнаруженных вопросов удалось выявить, что правовое регулирование обеспечения прав людей на охрану здоровья, а также медицинскую помощь необходимо признать несовершенным.
Практика показывает, что принимаемые меры для предотвращения коронавирусной инфекции недостаточны для того, чтобы полностью ее устранить. Во избежание распространения коронавирусной инфекции необходимо применение и неукоснительное следование требованиям на выполнение мер инфекционного контроля в медицинских организациях медицинскими сотрудниками с использованием средств персональной защиты в доступных зонах и предоставление возможности для людей удаленного исполнения их деятельности либо обучения. При этом не нужно упускать из виду необходимость соблюдения ключевых прав, а также законных интересов людей в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Помимо этого, следует осуществить процесс создания слаженной деятельности лабораторий по тестированию на присутствие коронавирусной инфекции, для того чтобы больные быстро получали точный диагноз болезни и проходили оперативное лечение. В рамках осуществления прав людей на охрану здоровья и оказания медицинской помощи появилась потребность по выполнению тестирования на присутствие коронавирусной инфекции на безвозмездной основе. С целью принятия данной меры следует развивать нормы права на обязательное медицинское страхование, которые будут ориентированы на данные цели.
1. Kachalova O.V. Prava cheloveka v ugolovnom sudoproizvodstve: krizis epohi koronavirusa // Vestnik Akademii pravoohranitel'nyh organov pri General'noy prokurature Respubliki Kazahstan. 2020. № 3. S. 60–68.
2. Gevorgyan A.S., Aminov I.R. Konstitucionnoe pravo na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomosch' v Rossiyskoy Federacii // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021. № 5–3(56). S. 66–68.
3. Ustav Vsemirnoy organizacii zdravoohraneniya ot 22 iyulya 1946 g. Dostup iz sprav.-prav. sistemy Konsul'tantPlyus.
4. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noy Assambleey OON 10 dekabrya 1948 g.). Dostup iz sprav.-prav. sistemy Konsul'tantPlyus.
5. Konstituciya Rossiyskoy Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30 dekabrya 2008 g. № 6-FKZ, ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FKZ, ot 5 fevralya 2014 g. № 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. № 11-FKZ, ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ) // Rossiyskaya gazeta. 2020. 4 iyulya. № 144.
6. Suhova V.M. Problemy realizacii prava na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomosch' v period pandemii koronavirusa // Konstitucionnye prava i svobody cheloveka i grazhdanina v Rossiyskoy Federacii: problemy realizacii i zaschity: materialy mezhvuzovskoy (ezhegodnoy) studencheskoy konferencii. Irkutsk: Irkutskiy institut (filial) VGUYu (RPA Minyusta Rossii), 2021. S. 97–102.
7. Halak O.N. Yuridicheskie kollizii v pravovom regulirovanii statusa bezdomnyh posle osvobozhdeniya iz mest lisheniya svobody: dis. ... kand. yurid. nauk. Vladimir, 2012. 185 s.
8. O vremennom poryadke organizacii raboty medicinskih organizaciy v celyah realizacii mer po profilaktike i snizheniyu riskov rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infekcii COVID-19: prikaz Minzdrava Rossii ot 19 marta 2020 g. № 198n. P. 1.4 pril. № 2 // Rossiyskaya gazeta. 2020. 20 marta.
9. Raz'yasneniya Minzdrava Rossii otnositel'no okazaniya planovoy medicinskoy pomoschi ot 8 apr. 2020 g. URL: https://covid19.rosminzdrav.ru/razyasneniya- minzdrava-rossii-otnositelno-okazaniya-planovoj- mediczinskoj-pomoshhi/ (data obrascheniya: 07.11.2021).
10. Konstitucionnye prava v sfere ohrany zdorov'ya. Realizaciya. Sudebnaya praktika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Habarovsk: IPKSZ, 2021. 168 s.
11. Nechaev S.V. Pravovoe regulirovanie medicinskoy pomoschi po mezhdunarodnomu i rossiyskomu pravu: kompleksnyy analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Yaroslavl', 2020. 25 s.
12. Rodionov K.V., Ushakov S.N. Yuridicheskie kollizii v pravovom regulirovanii konstitucionno-pravovogo statusa osuzhdennyh, privlekaemyh v kachestve podozrevaemyh i obvinyaemyh po drugomu ugolovnomu delu // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2019. № 4(53). S. 89–92.
13. Semenova O.N., Ushakov S.N. Problemy realizacii konstitucionnogo prava na medicinskuyu pomosch' v usloviyah pandemii koronavirusa (pravozaschitnyy aspekt) // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2021. № 1(58). S. 98–103.