РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Распространение коронавирусной инфекции вызвало кризис прав человека в мире. В условиях пандемии приоритетом в реализации выступило право человека на медицинскую помощь как наиболее значимое благо. В России медицинская помощь оказывалась в первую очередь пациентам из групп риска. Проведенное исследование показало, что при этом не были созданы все необходимые правовые и организационные условия для реализации этого права другими гражданами. В настоящей статье анализируются конституционные и правовые проблемы, касающиеся конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в период коронавирусной инфекции и предлагаются варианты их разрешения.

Ключевые слова:
конституционное право, охрана здоровья, медицинская помощь, юридические коллизии, права человека, Конституция Российской Федерации, защита прав человека, коронавирусная инфекция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Рост показателей в статистике заболеваемости коронавирусной инфекцией в Российской Федерации коснулся всех без исключения областей жизни общества и, как результат, способствовал появлению в них ряда вопросов, над поиском решения которых начали работать не только правоприменители и законодатели, но и представители научного, экспертного сообщества, правозащитные структуры. Кроме этого, рост показателей в статистике заболеваемости коронавирусной инфекцией спровоцировал кризис прав человека в мире.

По справедливому замечанию О.В. Качаловой, на повестку дня встал вопрос, как «...обеспечить верховенство права в условиях необходимости спасения жизни и здоровья множества людей, как достичь разумного баланса в соотношении различных прав человека в ситуации пандемии, как определить критерии соразмерности ограничения важнейших прав человека» [1]. Согласно единому смыслу, первенствующими считаются права и свободы, осуществление которых гарантирует наиболее важные блага. Таким образом, в целях постановления проблемы предоставления прав человека в обстоятельствах пандемии, а также других чрезмерных факторов следует применять комплекс инструментов правоприменительного, законодательного, а также организационного характера.

Как отмечают авторы А.С. Геворгян и И.Р. Аминов, право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к основополагающим правам человека [2]. Данное право на международном уровне впервые было закреплено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946 г., преамбула которого определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов» [3].

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает право на охрану здоровья как право на достаточный жизненный уровень (статья 25). Исследуемое право также было признано в качестве права на охрану здоровья в системе прав человека в Международной конвенции 1966 г. [4].

Каждый гражданин в соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [5]. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закрепляет обязанность органов государственной власти, а также органов местного самоуправления на проведения систематических мер санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Санитарно-противоэпидемические меры, в свою очередь, направлены на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию [6].

На самом деле, в практике требуется находить пути реализации рационального равновесия в балансе прав граждан, которые в условиях пандемии являются весьма факультативными. В настоящее время появляются трудности в осуществлении не только прав людей, но и совершаются конфликты иных компонентов правового статуса гражданина (например, в конкуренцию могут вступать право человека и его обязанность, право человека и его законный интерес и др.) [7].

Имеется суждение, что первенствующими считаются права и свободы, осуществление которых гарантирует более важные блага. Данное высказывание можно считать верным в обстоятельствах, где речь не ведется об угрозе жизни, а также здоровья лица. В обстоятельствах пандемии в конкурентную борьбу выходит главный элемент правового статуса гражданина — право на медицинскую помощь. Устанавливая преимущество в оказании медицинской помощи отдельным гражданам, немаловажно сформировать все требуемые законные, а также организационные обстоятельства с целью осуществления конституционного права на медицинскую помощь, если подобная помощь считается актуальной либо потребует оперативного вмешательства.

В ходе проведенного исследования осуществления полномочий на охрану здоровья, а также медицинскую помощь автору удалось обнаружить аспекты, которые говорят о несвоевременном оперативном предложении медицинской помощи относительно коронавирусной инфекции COVID-19, затрагивающие осуществления мер, регламентированных на законодательном уровне. С помощью исследования обнаруженных вопросов удалось выявить, что правовое регулирование обеспечения прав людей на охрану здоровья, а также медицинскую помощь необходимо признать несовершенным.

Практика показывает, что принимаемые меры для предотвращения коронавирусной инфекции недостаточны для того, чтобы полностью ее устранить. Во избежание распространения коронавирусной инфекции необходимо применение и неукоснительное следование требованиям на выполнение мер инфекционного контроля в медицинских организациях медицинскими сотрудниками с использованием средств персональной защиты в доступных зонах и предоставление возможности для людей удаленного исполнения их деятельности либо обучения. При этом не нужно упускать из виду необходимость соблюдения ключевых прав, а также законных интересов людей в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Помимо этого, следует осуществить процесс создания слаженной деятельности лабораторий по тестированию на присутствие коронавирусной инфекции, для того чтобы больные быстро получали точный диагноз болезни и проходили оперативное лечение. В рамках осуществления прав людей на охрану здоровья и оказания медицинской помощи появилась потребность по выполнению тестирования на присутствие коронавирусной инфекции на безвозмездной основе. С целью принятия данной меры следует развивать нормы права на обязательное медицинское страхование, которые будут ориентированы на данные цели.

Список литературы

1. Качалова О.В. Права человека в уголовном судопроизводстве: кризис эпохи коронавируса // Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2020. № 3. С. 60–68.

2. Геворгян А.С., Аминов И.Р. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5–3(56). С. 66–68.

3. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г. Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс.

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144.

6. Сухова В.М. Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в период пандемии коронавируса // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы реализации и защиты: материалы межвузовской (ежегодной) студенческой конференции. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. С. 97–102.

7. Халак О.Н. Юридические коллизии в правовом регулировании статуса бездомных после освобождения из мест лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. 185 с.

8. О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19: приказ Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н. П. 1.4 прил. № 2 // Российская газета. 2020. 20 марта.

9. Разъяснения Минздрава России относительно оказания плановой медицинской помощи от 8 апр. 2020 г. URL: https://covid19.rosminzdrav.ru/razyasneniya- minzdrava-rossii-otnositelno-okazaniya-planovoj- mediczinskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 07.11.2021).

10. Конституционные права в сфере охраны здоровья. Реализация. Судебная практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Хабаровск: ИПКСЗ, 2021. 168 с.

11. Нечаев С.В. Правовое регулирование медицинской помощи по международному и российскому праву: комплексный анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2020. 25 с.

12. Родионов К.В., Ушаков С.Н. Юридические коллизии в правовом регулировании конституционно-правового статуса осужденных, привлекаемых в качестве подозреваемых и обвиняемых по другому уголовному делу // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 4(53). С. 89–92.

13. Семенова О.Н., Ушаков С.Н. Проблемы реализации конституционного права на медицинскую помощь в условиях пандемии коронавируса (правозащитный аспект) // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 1(58). С. 98–103.

Войти или Создать
* Забыли пароль?