Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Коммуникативистика рассматривается как определяющее явление в развитии современного общества, а информация — как главное средство ее достижения. Подчеркивается междисциплинарный характер коммуникативистики и приводится модель понимания этого знания в рамках теории коммуникации.
коммуникативистика; функции коммуникации; информационно-коммуникативный блок; уровни коммуникации.
Все мы сегодня задаемся вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем мире? И что это: век информации или коммуникации?
Отметим, что возникает новый подход к пониманию общественной жизни. Исследователи все чаще говорят об информации как о главном отличительном признаке современного мира: мы входим в информационную эру; новые способы информации превалируют; мы живем в «электронном обществе» и подходим к «виртуальной экономике», движущей силой которой стала информация; наконец, мы уже существуем в условиях «глобальной информационной экономики».
В связи с этим развитые страны, в том числе и Россия, стали принимать концепции информационного общества. Они заключаются в том, что производство, распределение и потребление информации является приоритетной сферой развития экономики.
Однако наша жизнь определяется не только информацией, но и взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, мы, благодаря научно-техническому прогрессу, мощному развитию электронных средств массовой коммуникации (СМК), и, прежде всего, Интернета, функционируем в рамках именно коммуникативного общества. Суть в том, что информация сама по себе не может быть для общества определяющим фактором. Общество всегда понималось как социальная, а не информационная система. Иными словами, информация - это главное средство достижения социальной коммуникации, которая в данном случае выступает ее интерпретацией. Обобщая сказанное выше и учитывая мнения специалистов в области и информации, и коммуникации, отметим, что общество сегодня развивается в рамках информационно-коммуникативного пространства.
В информационно-коммуникативном пространстве, которое нас окружает, достигаются цели стратегические, направленные на создание новой социальной идентичности, защиту от вторжения чужой информации, которые реализуются посредством новостной и социальной коммуникации, и тактические, которые способствуют решению конкретных задач социального управления, организации поддержки властных инициатив, информирования населения о краткосрочных событиях и выполняются в основном новостными коммуникациями.
При этом и стратегические, и тактические целевые установки служат для выработки единых моделей интерпретации действительности и выполняют ряд содержательных функций.
1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. — Ч. 1. — СПб., 2005.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010.
3. Гойхман О.Я. Особенности междисциплинарного проявления в теории коммуникации // Философия человека: Современные коммуникативные практики и образование. — СПб.: Изд-во РХГА, 2010.
4. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
5. Государственный рубрикатор научно-технической информации / гл. ред. Ю.М. Арский. — 5-е изд. — М.: ВИНИТИ, 2001.
6. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. — М., 1997.
8. Основы теории коммуникации: Учебник / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2007.
9. Словарь новых иностранных слов. — М., 2005.
10. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. — М.: Дашков и К, 2010.