В статье излагается исследовательский замысел по созданию интерактивной образовательной среды в контексте гуманитарной методологии.
образовательная среда, интерактивная образовательная среда, гуманитарная методология, исследовательский замысел.
Педагогическая наука, обладая богатым опытом моделирования педагогических явлений и событий, в современной ситуации актуализирует ряд известных подходов, обновляя их содержание и улучшая структуру.
В первую очередь, это касается средового подхода в образовании, в рамках которого внедрение компетентностной модели обучающегося обусловило востребованность имеющегося педагогического опыта по формированию (созданию) интерактивной среды в образовательном процессе. В рамках гуманитарной парадигмы, основываясь на положениях рефлексивно-гуманистической педагогики, рассмотрим некоторые аспекты указанного процесса, который в значительной степени повышает эффективность образовательной практики, в том числе в высшем образовании.
1. Белозерцев Е. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» [Текст] / Е. Белозерцев, А. Усачев // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2003. — № 9. — С. 30–36.
2. Беляев В.И. Методология педагогического исследования: основные подходы и принципы: учеб. пособие [Текст] / В.И. Беляев. — Магадан: СВГУ, 2013. — 301 с.
3. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. — 2-е изд., испр. и доп. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 284 с.
4. Власенко С.В. Педагогическая интеракция как способ профессиональной адаптации педагога [Текст] / С.В. Власенко, Г.И. Чемоданова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 2. — С. 73–75.
5. Гуща Ю.В. Эволюция понятия интерактивное обучение [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusnauka.cjm/32_PRNT_2013/Pedagogica/1_149145.doc.htm (дата обращения: 13.06.2015).
6. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Добрынина. — М., 2003. — 24 с.
7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] / редактор-составитель Н.Б. Крылова. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. — 114 с.
8. Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека (к 75-летию Е.П. Белозерцева) [Текст] / А.В. Репринцев // Педагогика. — 2015. — № 1. — С. 88–96.
9. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. — Саратов: Наука, 2009. — 52 с.
10. Тюмасева З.И. Словарь-справочник современного общего образования [Текст]: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.